Как-то мы уже сообщали, 5 мая Президент России Владимир Путин подписал Закон, предусматривающий введение штрафов за употребление нецензурной лексики в теле- и радиоэфире, кино, литературе, средствах массовой информации.
Ехал как-то в городской маршрутке. Сидевшая в первом ряду пожилая женщина явно нетрезвого вида крыла неизвестно кого откровенным матом. Никто не сделал ей замечание. Все пассажиры мило заулыбались.
Да что там пожилая женщина. Ей за возраст, может, простительно. А вот понаблюдайте во время перемены за речью старшеклассников. Она изобилует непечатными словами. Давайте попытаемся разобраться, почему с давних пор в обществе сложилось столь снисходительное отношение к непристойностям и сквернословию.
Вот анекдот недавнего времени.
— В чем разница между диаматом и матом?
— Диамат никто не знает, но все притворяются, что знают. А мат, напротив, все знают, но делают вид, что не знают.
Шутка, да и только.
Но вот в 90-х годах, будучи в Москве, купил журнал «Вестник новой литературы» (№1 за 1990 год). На 91-й странице напечатано четверостишье, в котором каждая строка содержит по нецензурному слову. Знаете, с каким словом рифмуется слово «благодать»? Верно, с тем самым на букву «б». Нецензурное слово напечатано всеми буквами. Автор стихов Д. Пригов, вопреки приведенному выше анекдоту, совсем не скрывает, что мастерски владеет матом.
Пролетарский поэт Владимир Маяковский в своем стихотворении «Вам», помните, как писал:
Вам ли, любящим баб да блюда,
Жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре б…м буду
Подавать ананасную воду!
Наши ученые, литераторы сходятся во мнении, что брань снисходит к древним языческим обрядам. Посредством брани, якобы, общались с нечистой силой, ибо бесы и домовые, сами отъявленные матерщинники, просто не понимали других слов. С принятием христианства на Руси ругань была притеснена, но не сократилась. Вот что писал в свое время М. Салтыков-Щедрин: «Кому не лень, только тот не ругается, и все самыми скверными словами. Исправник ругается, становой ругается, посредник ругается, старшина ругается, сторожа ругаются и нынче еще урядников ругать наняли».
Если до 1917 года матерщина все же была на нелегальном положении, то после октябрьского переворота и особенно во время гражданской войны ее как бы узаконили. Семиэтажная брань – и чем забористей, тем лучше – считалась признаком демократизма и вообще выражением лояльности советской власти. Революционные матросы, как известно, особо отличались заезжательством, да и в высших партийно-правительственных кругах черное слово останавливало далеко не всех.
Тогда же в ходу был такой анекдот. Юнга купил словарь морских терминов. Прочитав, удивился: «Странно, какой маленький и неполный словарь мне подсунули! Я не могу найти здесь ни одного слова, употребляемого нашим боцманом!»
Мат в последнее время, как ни странно, перекочевал в сферу интеллигенции. Сквернословят актеры, литераторы, научные работники. Это считалось хорошим тоном. Вроде устного народного творчества.
Итак, отчего люди матерятся и для чего «зачинают матюги»? Общая причина – бескультурье, низкий уровень нравственности. И наконец – невежество, неуважение к личности другого человека и агрессивность.
Гнева не стыдятся, распоясываются вовсю, особенно перед безответными, скромными и беспомощными людьми. Сильно влияние тут и лагерных традиций. Пример: перечитайте «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына.
Но как быть писателям, журналистам, особенно после принятия Президентом Путиным Закона, запрещающего матерные выражения? Да и не только Путин, но и глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил против мата.
Любое произведение словесности отражает жизнь. Но не только. Ведь литературе свойственна воспитывающая функция. Книга, газета, журнал создают то, чего требует читатель. А различного рода «Эротические альманахи», книги скандального писателя Паоло Коэльо «Одиннадцать минут», ГДЕ АВТОР ОПИСЫВАЕТ СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВО ВСЕХ ПРОЯВЛЕНИЯХ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАПРЕЩЕНЫ.
Мусульманская мораль всегда отрицательно относилась к рассматриваемому вопросу. Аксакалы, почитаемые в джамаате люди, маслиатчики подавали пример культурной разговорной речи. А вот и новшество: в Чечне создан департамент нравов. Чем не пример для подражания!
Ибрагим Гасангусейнов