Со становлением разумной жизни на Земле живые организмы стали обмениваться информацией. Пчелы передают в улей данные о нахождении самых вкусных цветков с пыльцой, муравьи направляют собратьев за пищей или стройматериалами — это все информационный обмен. Владея языком, люди обмениваются мнениями, понимают друг друга и взаимодействуют.
Информация — это средство накопления и передачи общественного опыта. На заре человеческой истории ее объем был сравнительно небольшой, сегодня же охватить ее всю невозможно.
Сейчас за месяц человек получает ее столько же, сколько получали наши предки в XVIII веке за всю жизнь. В прошлом целые государства могли существовать, находясь в абсолютном информационном вакууме, например, Япония, которая с середины XVII века более 200 лет проводила политику абсолютной изоляции. Сегодня такое уже невозможно, и в первую очередь благодаря развитию технологий. Вначале телеграф, телефон и радио, затем телевидение и сегодня Интернет. За секунды любая новость может оказаться доступной для чтения или просмотра из любой точки земного шара. Вся система функционирования современного государства опирается на информационное поле. Вовремя полученная верная информация – залог грамотного управления любым процессом. Информация уже давно стала ценностью и оружием – в зависимости от того, кто и как ею владеет или применяет.
Каким образом и откуда мы сегодня получаем информацию? Главными источниками стали телевидение и Интернет. Роль, которую сегодня в жизни обывателя играют СМИ и Интернет, трудно переоценить. Не каждый из нас в состоянии прожить в информационном вакууме. Мы ежедневно сталкиваемся с массивом информации, воспринимая ее либо целенаправленно, либо в виде информационного фона.
Виртуальное пространство становится средством активного общения всех возрастов и социальных групп. Интернет стал универсальным помощником в поиске любой информации, поддержании связи с кругом общения, решении деловых вопросов и защите бизнес-интересов. Чтобы убедиться в том, насколько это верно, достаточно посмотреть, сколько людей ежедневно пользуются Интернетом. Доля активной аудитории в России – то есть выходящих в «сеть» хотя бы раз за сутки – сейчас составляет более 52 млн человек. Это значит, что каждый третий житель России (включая детей и пожилых людей) ежедневно с помощью компьютера или мобильного телефона погружается в знаменитую «всемирную паутину». Такое распространение Интернет получил в России сравнительно недавно — еще 20 лет назад почти никто, кроме специалистов, ничего не знал о всемирной сети, а знаменитый поисковый сервис «Яндекс» появился вообще только осенью 1997 года. И вот спустя 15 лет — миллионы пользователей. Если принять во внимание особенности восприятия человеком новшеств, особенно технических, совершенно естественно, что наиболее активным пользователем Интернета становится молодежь. Сегодня, в середине второго десятилетия XXI века, можно уверенностью говорить, что дети учатся одновременно читать, писать и пользоваться Интернетом.
Общество Интернет-пользователей — это «калька» нашего обычного общества, в котором мы с вами живем и постоянно взаимодействуем и, так же, как и в реальном мире, в нем, к сожалению, присутствуют представители не только законопослушной части населения.
Преступления в сети Интернет уже стали неотъемлемой частью криминального мира. Конечно, есть радикальные меры борьбы с подобными противоправными явлениями в виде запрета Интернета как такового. Вот только остановить технический прогресс за всю мировую историю мало кому удавалось, да и вреда от подобных мер будет больше, чем пользы.
Учитывая то, что подрастающее поколение получает возможность пользоваться Интернетом уже с самого раннего возраста, необходимо помнить об опасностях, с которыми любой пользователь сталкивается в виртуальном пространстве. Взрослая часть аудитории, имеющая жизненный опыт (причем сформированный все-таки не в виртуальном мире) и устоявшиеся жизненные принципы, подвергается гораздо меньшему риску оказаться вовлеченной в разнообразные противоправные действия. Молодое же поколение в силу несформировавшейся жизненной позиции и стремления к самореализации становится «удобной средой» для впитывания амбициозных идей, нередко выходящих за рамки закона. Это обстоятельство активно используется теми, кто ищет сторонников и проводников экстремистских идей, являющихся преступными по своей сути. При этом в полной степени эксплуатируется юношеский максимализм и повышенный интерес к новым компьютерным технологиям, расширению доступа к информации и общению в социальных сетях.
А. Штейнбух