Это Единый государственный экзамен – ЕГЭ, а не то, что вы подумали. ЕГЭ в нашей стране с недавних пор является одновременно выпускным (для школы) и вступительным (для вуза). С 2009 года – это фактически единственный способ окончить среднеобразовательное учреждение. Волна сдачи ЕГЭ продлится с 26 мая по 11 июня, но для выпускников вновь обретенных Россией Крыма и Севастополя сдача может продлиться вплоть до июля. Обязательными предметами являются русский язык и математика. Их же, согласно планируемым Минобром России поправкам, еще не вступившим в силу, можно будет пересдавать дважды в один год.
ЕГЭ в стране и в нашей республике в этом году характеризуется беспрецедентными мерами контроля. Образовательные власти клянутся, что все пункты сдачи ЕГЭ оборудованы металлоискателями и видеокамерами, что за пронос мобильника в помещение пронесший номофоб удаляется, работы из зала не выносятся и проч., и проч.
Уже на лентах новостей проходит информация, что то в одном регионе страны, то в другом N-ное количество выпускников-абитуриентов были удалены за пользование мобильными устройствами. Дагестан, кстати, пока нигде не фигурирует. Хотя ранее республика традиционно была впереди планеты всей. И в плане количества 100-балльных работ, и числа ЕГЭ-туристов, и прочих безобразий.
Впервые откровенно об этом было сказано в 2013 году. С приходом министра образования и науки РД Артура Далгатова. Потому что именно он первый признал, что подобные безобразия в механизме сдачи ЕГЭ Дагестана существуют, и именно он, Далгатов, сделал большую работу над ошибками: перетряс состав уполномоченных по ЕГЭ, добился отстранения и даже увольнения ряда директоров школ, некоторых начальников управления образования районов и городов республики. И все это при поддержке сотрудников дагестанского Управления ФСБ, в том же 2013 году подключившихся к наведению порядка в сфере ЕГЭ.
У ЕГЭ, как и у любого явления, существующего в нашем социуме, есть свои критики и сторонники. Лично я поддерживаю эту форму оценки знаний школьников. При всех ее недостатках, при неотлаженном и постоянно совершенствующемся механизме сдачи и сотрясаемых скандалах, даже при том, что теперь коррупция из вузов дала свои метастазы в средние учебные заведения. При всем при этом ЕГЭ дает выпускникам провинциальных школ, в частности дагестанских, возможность поступить в именитые столичные вузы.
Об этом говорит и статистика. Количество дагестанцев, поступивших и обучающихся в настоящее время в серьезных вузах России, увеличилось. Не факт, что все они, став обладателями престижных дипломов и практических, фундаментальных знаний, вернутся работать в родной колхоз сторожем, но факт, что ЕГЭ дал им путевку в жизнь.