Надежды родителей купить экзамены своим детям-выпускникам не угасают, но оправдаются ли они?
Пожалуй, смело можно сказать, в течение всего учебного года родители учащихся выпускных классов говорили только о предстоящем Едином государственном экзамене. Их пугали и заставали врасплох разговоры о том, что экзамен в этом году пройдет в строжайших условиях. Где бы ни пришлось встретиться родителям будущих выпускников, обязательно возникал разговор о предстоящем ЕГЭ.
Многие из них критиковали и жаловались на министерства образования России и Дагестана за ужесточение мер. Говорили, что все это делается только ради повышения ставок и пополнения министрами своих карманов, и им плевать, что родителям придется выделить из семейного бюджета внушительные суммы, чтобы их ребенок не остался без аттестата. Все настолько привыкли к коррумпированной системе, что когда сталкиваются с прозрачностью где-либо, это не только удивляет, но даже возмущает. Никто не верил, что ЕГЭ в этом году пройдет совершенно прозрачно и любые попытки сдать экзамен за участников будут тщетны. Никакой возможности подкупить учителей, директоров школ и других.
Дело в том, что экзаменуемым не разрешается во время сдачи вступать с кем-либо в диалог, перемещаться по аудитории или выходить, не говоря уже о выносе работ. Они имеют право выйти в туалет и в медпомещение, если вдруг потребуется медицинская помощь, но их обязательно сопровождают дежурные. От начала входа во двор школы и до посадки участника за парту в аудитории идет тщательная проверка выпускника.
У входа во двор школы и внутри здания проверяют паспорт и соответствие данных, затем испытуемого проверяют ручным металлоискателем, проведя им по всему телу. В аудитории в двух углах установлены звуковые камеры видеонаблюдения. Они фиксируют не только каждое движение присутствующих, но и разговоры. В помещении присутствуют два организатора и один общественный наблюдатель. В коридоре посменно находятся двое дежурных. Организаторам запрещается выходить из помещения, а наблюдатели ходят по всем аудиториям, где сдают экзамены, и наблюдают не только за участниками, но и за организаторами.
Стоит отметить, что первые экзамены по географии и литературе 26 мая прошли без всяких нарушений, что подчеркнул и сам министр образования, науки и молодежной политики Шахабас Шахов. Примечательно, что в штабе находится и телефон горячей линии, и прямая связь в онлайн-режиме с министерством. Всем другим задействованным лицам, имеющим право находиться внутри помещения, запрещено иметь при себе средства связи и другую аудио-видеотехнику. Заметим, все вышеупомянутые люди были привлечены из разных сел и районов, никого из местных не было.
Благодаря совместной работе с Рособрнадзором по подготовке к экзамену, все прошло как нельзя лучше. В предыдущие годы дворы школ битком набивались родителями, учителями и родственниками выпускников. Из окон вниз летели тесты и черновые листки, сами испытуемые бегали вверх-вниз и выносили-заносили работы. Сидя на корточках, прислонившись к стенам школы, помогающие решали задания или же лихорадочно высылали решение участникам, звонили без конца. Смотреть со стороны на этот переполох было более чем забавно.
А в этом году все посторонние лица, включая и директоров школ, остались за ограждением. Во дворе не было ни единой души, кроме охранника. Хорошо это или нет – остается гадать, многие просто пожимают плечами.
«То, что сделали в этом году, очень несправедливо по отношению к выпускникам. Сначала им знания нужно соответствующие давать и только потом требовать. Новая программа образования в десятки раз сложнее старой. У меня сын в 6 классе по геометрии проходит практически то же, что сын в 9 классе. И по всем предметам так. И как выпускникам сдавать эти экзамены? Либо нужно было с самого начала их по этой сложной программе обучать, либо задания в тесты из старой программы включить. Мне очень жаль бедных детей, подвергающихся такой нагрузке», — поделилась с нами дежурная Мариян Гасанова.
«Я весь год страшилась этого. Ни один день у меня не проходил без мыслей о ЕГЭ, и каждый раз, вспоминая его, у меня портилось настроение. У всех одноклассников только и были на устах эти несчастные экзамены. Мы толком и не говорили об организации последнего звонка, выпускном вечере — настроение от предстоящих экзаменов не позволяло. Помню, как моя сестра, окончившая школу 8 — 9 лет назад, только и твердила в 11 классе о своих нарядах, что наденет на выпускной, о подарках учителям и директору на последнем звонке — и ни слова об экзаменах. Я пришла сдавать географию, хочу поступить в университет на эту специальность, — рассказывает выпускница Зайнаб Гаджиева.
Амина Магомедова
P. S. До недавних пор мне самой плохо верилось в прозрачность ЕГЭ. Но, став общественным наблюдателем в селении Урма Левашинского района, сама убедилась в этом.