Лет семь назад певца Шамо знали все, ведь его «Бамболей» (сл. Аслана Гусейнова) не звучала лишь из утюга, наверное. Популярность — штука интересная, одна композиция может принести славу и стать хитом, однако лавры эти не на века, ведь песня имеет свойство «приедаться». Как бы то ни было, в памяти остаются строки, которые когда-то были у всех на слуху. А порой артиста запоминают по одному-единственному треку.
У Шамо были и другие песни. В одной из них он поет на аварском не только об аварках, но и лезгинках, даргинках и т. д. Она была одной из самых заказываемых слушателями на радио, соответственно, лидировала в топ-листах.
«Меня долгое время не было на сцене. Это творческий перерыв по независящим от меня обстоятельствам. Сейчас я — повзрослевший, с новыми взглядами на жизнь и музыку — вернулся на сцену», — уверяет певец.
Музыкального образования у него нет, хотя Шамо считает наличие такового важным фактором. Однако отсутствие специального образования не помешало его увлечению музыкой. Возможно, это на генетическом уровне. Покойный дядя артиста был талантливым композитором, поэтом и вообще творческой личностью. Видимо, он и привил нашему герою любовь к музыке.
Сейчас Шамо работает в жанре поп-рок. Смешивание жанров – его стихия. Из последних увлечений — dubstep. Это жанр электронной музыки, возникший в начале 2000-х годов в южном Лондоне: Rusko, Skream, Benga, Scuba, Caspa, Magnetic Man, Nero, The Bug, Darkstar, Pinch, Burial, King Midas Sound, Reso, Kode 9, TC.
«Для меня, как и для любого другого артиста, важно мнение и реакция аудитории. Записывая песню, создавая аранжировку, надеюсь на положительные отзывы. Любовь публики ведь тоже является в какой-то степени источником вдохновения. Но не могу утверждать, что в погоне за народной любовью изменяю своим предпочтениям, вкусу и исполняю только те композиции, в успехе которых нельзя сомневаться (ни для кого не секрет, что лезгинка на нашей сцене преобладает и очень популярна). Я охотник за новизной и все, что делаю, делаю искренне и от души. Моя публика это ценит, за что им очень благодарен», — говорит он.
— Шамо, как ты оцениваешь состояние современного музыкального рынка Северного Кавказа, в частности Дагестана?
— У меня складывается впечатление, что каждая республика варится в собственном соку, развивается в рамках своего национального рынка. Я считаю, что обогащение культур, в том числе через музыку, должно происходить обязательно. Этому могут способствовать различные музыкальные фестивали, конкурсы, трансляция музыкальных передач на все субъекты Северо-Кавказского федерального округа. В настоящее время могу назвать только один канал – «9 Волна», благодаря которому моя мама узнала и полюбила Азамата Биштова.
— Какую страну (город) хотел бы посетить? Почему?
— Англия, Лондон. Есть в ней какая-то притягательность и обаяние. Может быть, многие считают, что современный мир англоцентричен. С этим, конечно, можно спорить, но то, что именно английский является языком международного общения, уже о многом говорит. Конечно, эта страна развязала много войн и виновата в тысячах смертей, но в каждой стране есть свои минусы и плюсы. Общался со многими, кто посетил ее и даже живет там, не услышал ни одного отрицательного отзыва. Говорят, там всё прекрасно: природа, погода, архитектура, законы, нравы, люди. Англия — страна для истинных романтиков. Рыцари, королева, принцы, замки, холмы, кельтская культура. Я – романтик…
— В Народном Собрании Дагестана прошли общественные слушания по проекту закона «О фонограмме». Сейчас этот документ находится на стадии разработки. Обсуждалась возможность отказа от фонограммы в нашей республике. Что думаешь по этому поводу?
— Представители правительства объясняют такую инициативу намерением и стремлением сократить количество непрофессионалов, выступающих в настоящее время на дагестанской сцене. По их мнению, развелось много безголосых дилетантов, поющих за счет каких-то технических средств, не имея при этом никакого понятия о культуре пения. Фонограмма, по их мнению, приводит к деградации культуры, в первую очередь молодежи. Некоторые деятели культуры приводят в пример Запад, где фонограмма полностью запрещена и все у них прекрасно.
Однако ратуя за отмену фонограммы, многие забывают, что пение без фонограммы – технически очень сложный процесс. Он требует больших затрат и наличия специальной аппаратуры. На Западе, к их счастью, есть все условия для обеспечения грамотного и качественного звукового сопровождения концертов и других мероприятий, а мы, к сожалению, этим похвастаться не можем. Нельзя забывать и о разных музыкальных жанрах. Зачастую сравнивают оперных певцов и исполнителей попсовой музыки или исполнителей прошлых лет и современных. Но это абсолютно разные жанры, с абсолютно разной манерой донесения музыки до зрителя. Цель одна, а формы и средства другие.
Современные зрители на сцене хотят видеть шоу. Петь и одновременно танцевать или делать еще что-то — сложно. Делать это, поверьте, могут единицы. Я считаю, что полным отказом от фонограммы проблемы засорения нашей эстрады не решить. Для этого, наверное, было бы целесообразнее создать комиссию или комитет по цензуре, разрешение которого должен получать каждый исполнитель, выходящий на сцену. В нашей ситуации только цензурой можно изменить положение дел. И раз уж заговорили о деградации культуры молодежи, то проверять нужно не только наличие или отсутствие голоса исполнителя, но и тексты песен.
— Как ты считаешь, стоит ли республике уделять больше внимания организации досуга и повышению культурного уровня молодежи? Уделяется ли этому внимание в таком объеме, в каком необходимо?
— Существует государственная молодежная политика, и каждый субъект федерации имеет свою концепцию развития. Ни для кого не секрет, что в них уделяют большое внимание вопросам спорта. Полностью поддерживаю такую политику, но немаловажно и культурное развитие нашей молодежи. Например, в редких селениях или районных центрах функционируют музыкальные школы. Это большой минус. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте.
— Есть ли у тебя мечта?
— Есть одна. Мечтаю о мире и спокойствии для нашей республики, страны. Светлая, мирная, спокойная обстановка способствует осуществлению любых планов и мечтаний.
Амина Дандамаева