Заметки после посещения Дагестана
Утреннее солнце поливало светом улицы Махачкалы. Автомобиль солнечного оттенка делал похожую работу — поливал водой из цистерны газон у дороги. Как оказалось, не только газон.
Наш микроавтобус обогнул оранжевую цистерну, и открылась картина, которой никто не ожидал. Поливальная машина устроила душ еще и автомобилю сотрудников ДПС. Вода стекала по мигалке, крыше, дверям бело-синей «пятерки», а за стеклом улыбались два инспектора в фуражках.
Мы тоже улыбнулись и решили, что в Дагестане нам понравится.
Мудро и актуально
Газета «Земля нижегородская» рассказывала, что визит нижегородцев в Республику Дагестан состоялся в конце мая. Руководил делегацией министр информационных технологий, связи и СМИ Сергей Кучин. Он подписал с дагестанским министром печати и информации Азнауром Аджиевым межведомственное соглашение о сотрудничестве.
Документ предусматривает обмен опытом в журналистике и сфере коммуникаций, а также информационное взаимодействие между Нижегородской областью и Дагестаном.
В ходе поездки представители средств массовой информации, в числе которых были и мы, обсуждали немало профессиональных вопросов. Но не будем останавливаться на этом, важнее другая цель визита. В соглашении она обозначена как информационное взаимодействие между регионами.
Много ли хорошего мы читали и видели о Республике Дагестан за минувший десяток лет? И не вспомнишь. Если появляется информация, то в основном тревожная. Что греха таить, гоняются за ней СМИ. Дагестанцы же стремятся доказать, что по-прежнему остаются гостеприимными хозяевами и готовы с радостью встретить любого, кто приезжает к ним. Тем более, республике есть что показать гостям.
Вот поэтому дагестанские власти решили налаживать информационное сотрудничество с другими регионами.
— Мы соседи по нашей огромной России, на каком бы расстоянии ни жили, — говорит министр Азнаур Аджиев. — Если ничего не знаешь о соседе, то начинаешь его бояться. Нам надо больше узнавать друг о друге…
Эти слова мудры, а на фоне украинских событий весьма актуальны. И хорошо, что российские регионы проявляют интерес друг к другу.
Все мы от Адама и Евы
Примерно год назад на пост Главы Дагестана был избран Рамазан Абдулатипов. В одном из первых после избрания интервью он сказал, что с сожалением смотрит, как туристы из России едут в Египет.
— Ведь у нас в Дагестане пески ничуть не хуже! — пошутил Рамазан Гаджимурадович.
Он заявил, что республика будет развивать туристическую отрасль — обустраивать памятники истории и места отдыха для гостей, обеспечивать безопасность отдыхающих. Эта работа сейчас ведется.
К примеру, город Дербент готовится встретить юбилей — 2000 лет со дня основания. Место уникальное. Взять хоть древнюю крепость «Нарын-кала», стены которой начинаются в горах, спускаются вниз и уходят в Каспийское море. Когда смотришь с самой высокой точки крепостных стен — дух захватывает.
А Джума-мечеть внутри цитадели разве не чудо? Она существует с VIII в. и действует до сих пор. Здесь могут одновременно молиться несколько тысяч человек.
Сам город, кстати, является одним из немногих современных городов, которые упоминаются в Коране.
Вообще, в Дербенте издревле соседствуют три больших религии — ислам, православие, иудаизм.
Что касается православия, то при раскопках на территории цитадели не так давно обнаружен подземный православный храм. Специалисты считают, что он появился в IV веке. Если так, то Дербент еще и самый старинный православный город России.
Ну а мы во время поездки побывали в действующем храме Покрова Божией Матери. Приход у церкви, конечно, не столь велик, но стабилен. Поставить свечу за здравие или упокой родных приходят даже представители других религий.
— Нам нечего делить, — говорит на это настоятель храма отец Николай. — Все произошли от Адама и Евы…
Юбилей Дербента будет отмечаться через год. К этому времени здесь должна появиться необходимая туристическая инфраструктура. В республике надеются увидеть в городе гостей со всей страны.
Чтобы не стать меньше
У крепости «Нарын-кала» есть начальник — Вели Юсуфов. Нам его представили так:
— Знакомьтесь — заведующий цитаделью…
Завцитаделью провел для нас очень интересную экскурсию. Пересказывать не будем, это надо видеть и слышать, но обратим внимание на другие слова Вели Мирзоевича:
— Наш город небольшой, но я не уеду отсюда, чтобы он не стал еще меньше…
Есть в этой простой фразе глубина.
Многие молодые дагестанцы уезжают учиться в другие регионы и даже страны, но потом возвращаются на родину. Этому в немалой степени способствует исламская культура. Ведь младший сын должен обязательно вернуться в дом отца, чтобы заботиться о родителях в старости.
Вот и Тельман Гасанов вернулся в отчий дом, хотя получил образование за рубежом, имел хорошую работу в Москве. Теперь возглавляет отдел внешних связей и туризма в администрации Дербента. Да, вернуться его заставил обычай и сыновний долг, но зато родной город получил назад хорошо образованного человека. Без него Дербент действительно стал бы чуть меньше. А с ним становится чуть больше.
Образование молодежи — еще один приоритет во внутренней политике Дагестана. Председатель республиканского правительства Абдусамад Гамидов сказал во время встречи с нашей делегацией, что именно в этом власть видит основу стабильности на родной земле.
А также — в сохранении истории Дагестана и памяти о его великих уроженцах. Дагестанцы очень чтут, скажем, Расула Гамзатова. Его именем названы улицы, он улыбается с фотографий и плакатов, задумчиво смотрит с постаментов.
Да и как иначе относиться к человеку, который сказал:
Мне ль тебе, Дагестан
мой былинный,
Не молиться,
Тебя не любить,
Мне ль в станице
твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Так и думали
Незадолго до вылета из Дагестана мы шли по городскому парку Махачкалы. Кто-то предложил: «Давайте возьмем мороженого». Решили, что надо попробовать местное.
Пока выбирали, подошел один из горожан:
— Слышу по разговору — приезжие. Хочу угостить вас нашим, махачкалинским…
И он выкупил у довольной продавщицы крупную партию эскимо.
Познакомились. Оказалось, зовут махачкалинца Юсуп Джамалов. Держит в городе магазин запчастей к автомобилям, есть деловые связи с Нижним Новгородом.
— Приглашаю в ресторан, — распахнул руки Юсуп Саидович. — Посидим, пообщаемся…
Мы не стали злоупотреблять гостеприимством, но было приятно.
Когда самолет из Махачкалы взмыл над Каспием, вспомнились блики солнца на мокром стекле патрульной «пятерки». И веселые лица инспекторов ДПС. Мы не ошиблись, когда предположили, что Дагестан нам понравится.
Эскимо, к слову, тоже освежает.
Александр Синицын