Давно известно, что человек ко всему привыкает. Каждому из нас когда-то приходилось сталкиваться с какой-то трудностью. Став заложником неожиданно возникшей проблемы, какое-то время ты живешь с ней. Трудный период проходит, и, решив возникший вопрос положительно, вновь переходишь в обычное жизненное русло, где должна царить радость, забота о детях и старшем поколении, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Это и есть настоящая человеческая жизнь, со всеми её прелестями, порой какими-то трудностями.
Но можно ли жить с проблемой, переходящей из поколения в поколение? И это не какая-то личная забота одного человека или семьи. Речь идет о наркомании, которая ежедневно уносит не одну человеческую жизнь. Увы, мы начинаем мириться даже с тем, что на наших кладбищах могил молодых людей в разы больше взрослых и пожилых. Ни родители, ни родственники не хотят говорить, что их любимое чадо покинуло белый свет от передозировки наркотиков, хотя об этом знают почти все, пришедшие проводить его в последний путь.
Мы знаем об этом и молчим. Молчим уже десятилетиями. А молодежь гибнет. Мы молчим и думаем – есть люди, которые борются с этим, давно уже ставшим социальным, явлением, пусть они за это и отвечают. Действительно, скажут многие, есть же наркоконтроль, МВД, ФСБ, ФСИН, прокуратура и суд. Пусть борются и доказывают, что не зря едят государственный хлеб.
Пусть такие люди даже будут правы. Однако все силовые структуры, вместе взятые, никогда не смогут побороть наркоманию, если каждый из нас не будет участвовать в этой борьбе. Проблема сидит внутри нас самих. А думать, что она не коснется именно тебя, в корне неверно.
Может быть, это кощунственное сравнение, но если бы весь народ не принимал участия в войне с фашизмом, наши войска, в том числе и все правоохранительные органы, не продержались бы и одного года. Именно единство с народом принесло победу. Из фильмов и книг мы знаем о героизме наших солдат и участников тыла. Ни одна встреча с участниками войны не проходит без их упоминания о том, какую лепту вносили в победу те, кто остался дома, включая подростков и стариков.
Сейчас тоже идет война. Но это скрытая война. Сегодня те, кто распространяет наркотики – настоящие диверсанты. Они наносят больше вреда, чем фашистские разведгруппы, проникавшие во время Второй мировой войны в наш тыл и совершавшие свои злодеяния. Тогда враг был известен. Сегодняшние враги – обычные люди, только с чертом внутри. Они живут и творят свои чудовищные преступления рядом с нами.
Безусловно, не каждый из нас знает их в лицо. Здесь нельзя не упомянуть и о тех простых гражданах, благодаря которым сегодня за колючей проволокой находятся сотни матерых наркопреступников. Они по личной инициативе обращаются в правоохранительные органы и таким образом содействуют наведению порядка в республике. Это настоящие патриоты. Им не нужно, чтобы о них говорили в прессе, раз в год посещая детские приюты. Настоящие патриоты по велению сердца делают то, с чем никак не могут мириться.
К сожалению, есть и те, кто знает, что его сосед или, скажем, знакомый продает наркотики, и молчит об этом. Поверьте, таких много. А может быть, именно из-за его молчания ваш близкий купил наркотики, из-за которых впоследствии умер? Нет гарантии, что приобретенный наркотик не просто перебодяженный, чтобы больше заработать, но и не заранее отравленный. Таких случаев тоже немало. И чем, по-вашему, такой безразличный человек не пособник преступников? Да он сам и есть настоящий преступник и трус!
Мы в некоторой степени привыкли к тому, что наркомания запустила свои щупальца во все слои нашего общества. И как бы ничего с этим не поделаешь. Получается, живем с этой мыслью и миримся.
Уже не удивляемся тому, что задержали очередную группу наркосбытчиков. И даже если организованная преступная группа состоит из членов одной семьи и ближайших родственников. А ведь это, по большому счету, ЧП. И ЧП не какого-то районного, а республиканского масштаба. Мы живем в XXI веке, в высокоразвитом современном обществе. Более десяти подобных семейных кланов за последние два года выявлено и задержано. Эти семьи (читай ОПГ) тоже жили и дела свои преступные совершали в нашем обществе, рядом с нами. Как подручный «материал» для своих целей они используют наших детей, травят, а мы теряем их.
Получается, мы все — сторонние наблюдатели. Без глаз, ушей и языка. Как страусы, прячем голову в песок, когда надвигается опасность. Это нормально? Ведь не может быть такого, чтобы целая семья занималась приобретением, хранением и сбытом наркотиков, чтобы об этом не знали соседи, друзья-товарищи или их здравомыслящие родственники. Или родственники тех, чей знакомый покупает у них отраву. Такого, повторюсь, просто быть не может. Не на Луне же живем! И пока подобное происходит, страдания людей не уменьшатся.
Почти со всеми такими организованными группировками и их лидерами мне доводилось беседовать в непринужденной обстановке. Я бы не сказал, что это какие-то особенные люди. Более десяти лет общаясь с ними, не встретил ни одного культурного, хотя бы прочитавшего несколько книг классической литературы человека. Не встретился среди них и смелый человек. Порой их даже жаль. Все до единого это иждивенцы общества, которые никогда и нигде не работают. Они трусливы. Страшатся тюремного заключения. Все жалуются на плохие условия жизни и нехватку средств к существованию.
Конечно, это ложь, поскольку проведенные проверки и всесторонний сбор материалов зачастую доказывают, что для жизни у них было все, даже более. Это просто жажда наживы. А она, как наркотик, не отпускает их. Остановиться не дает. Наркотиков, как правило, сами не употребляют. Один крупный сбытчик героина сказал, что для него лично слишком дорого обойдется употребление зелья. У него семья, дети. Спрашиваю: зачем родных детей привлек, ведь это твоя кровиночка, твое продолжение, отравленное тобою на всю оставшуюся жизнь? После этого он словно пробудился, пытался вызвать к себе жалость, прекрасно понимая, что слишком поздно обо всем задумался, мучительно переживал.
Примерно год назад наркополицейские задержали всех членов преступной группы, состоявшей из одних пенсионеров…
(Окончание в следующем номере).
Ширинбек Шихабидов