По результатам анализов, полученных из независимой лаборатории, общее микробное число в КОРе превышено почти в 5 раз, кишечных бактерий – в 7 с половиной раз, фекальных бактерий — более чем в 43 раза. Водомат очистил воду из канала до параметров столовой воды высшей категории. Сооснователи проекта «Свежая вода» Хасай Юсупанов и Магомед Штанчаев – а всего в команде 30 человек – рассказали, что такое водомат и за что платят пользователи.
«На сегодняшний день это самая простая и самая лучшая технология по получению чистой и питьевой воды, а кто хочет живую воду, пусть выпьет прямо из КОРа, она живая, — шутит Хасай, — наш водомат очищает и убивает все микробы. После того как вода прошла фильтрацию в водомате, в нем 10 фильтров, она абсолютно стерильна, ничего не обнаружено».
Задолго до конструирования водоматов Магомед и Хасай, еще резидентами бизнес-инкубатора «ПЕРИ Инновации», вместе создавали умную емкость – интеллектуальное резервирование воды.
«При хранении в обычных емкостях вода портится, в отдельном резервуаре она не циркулирует. При интеллектуальном резервировании автоматика регулирует весь процесс: обновляет воду, осуществляет включение резерва, когда вода пропадает в магистрали, и всегда знает, сколько поступило воды, сколько она хранится в емкости», — объясняет Хасай.
Умную емкость, – продолжает изобретатель, – было довольно сложно продвигать, людям приходилось объяснять полезность продукта. Он вскоре оказался полезен – команда стала делать устройства для продажи воды на контроллерах своего производства. Одна из умных емкостей сейчас работает в «ПЕРИ».
Со временем молодые бизнесмены переключились на аппараты по продаже воды. «У нас уже наработки были. Умная емкость и контроллеры для мойки – все примерно из одной серии про маршрутизацию, осталось только добавить систему фильтрации. Так у нас получился вендинговый аппарат по продаже воды, мы его сделали в мае прошлого года, и с тех пор понеслось. Наш первенец – этакий Франкенштейн – собрали из кусков металла, из всего, что было на складе и на рынке Ирчи Казака. А на улицу поставили, когда уже довели до более-менее внятного состояния», — рассказывает Магомед.
Первый водомат установили в середине лета. Презентовали аппарат в крепости Нарын-Кала, на мероприятии, организованном «ПЕРИ», потом его же установили в Редукторном, в Махачкале.
«Он был очень сырой, постоянно ломался, — вспоминает Хасай, — на нем мы откатали многие технологии, поняли, как улучшить. Уже в июле объявили, что продаем водоматы по интересной схеме. И у нас появился партнер, который вложил в это деньги. Мы начали развитие водомата уже на другом уровне».
Водоматов в Махачкале 15. Они стоят на Акушинского (три аппарата), Гамидова, Амет-Хана Султана, Батырая, Насрутдинова, Гамидова, Газопроводной, в Научном городке. Помимо водоматов, есть еще аппараты по очистке воды, которые живут в многоквартирных домах, в заведениях общепита и офисах.
«Сейчас делаем аппараты для улиц (водомат), кофеен, отелей, ресторанов, клубов, офисов (HoReCa), многоквартирных домов (мультифлэт) по аналогии с Интернетом: трубочка с чистой фильтрованной водой будет заходить в дом, и жители смогут покупать питьевую воду прямо из крана. В данный момент мы устанавливаем трубочку в одном из домов Каспийска. Люди, конечно же, возмущаются: вот, дожили, водой торгуют. Но воду мы давно уже покупаем. А тут более простое, качественное решение», — комментирует Магомед.
О дивный новый мир
— Водоматы – основа для Умного города. Это точки сбора параметров городской среды – в аппарате куча датчиков, мы видим картограмму города по отключениям и подключениям воды. Это такое хорошее подспорье для органов управления водными ресурсами, таких как Водоканал. Позволяет замерять температуру и уровень жесткости воды. По электричеству можем получать картограмму отключения электроэнергии по городу, напряжение. Это нужно электросетям. По воздуху – насколько загрязнен воздух и какая температурная карта. Водомат, по сути, принадлежит к классу устройств, где девайсы могут друг с другом общаться, обмениваться информацией.
— Мы планируем делать сменные картриджи. Закончился картридж в водомате, и все знают, что аппарат не работает, потому что картридж выработан и его надо менять. Воду в водоматах можно будет покупать через бот в «Телеграме» и, соответственно, получать плюшечки, счастливые часы, накопительные скидки, подарок другу.
— Сейчас запускаем краудинвестинг (когда люди скидываются на тот или иной проект, который им понравился), его мы токенизировали. Токены в мировой экономике набирают фантастические обороты. Запустив токенизацию, мы собираем инвестиции на этот проект. Краудинвестинг еще и с социальной точки зрения полезный проект, как альтернативное финансирование, деньги начинают работать в обществе.
— Важный отличающий фактор – вода не проходит логистическую цепь. Обычно вода на любом заводе по розливу попадает в систему фильтрации, потом разливается по бутылкам, попадает на склад, после склада — на полки магазинов, и потом уже человек покупает воду. Вода прямо из водопровода попадает в систему фильтрации и из системы — потребителю.
— Литр воды стоит 4 рубля, полуторалитровая бутылка воды – 6 рублей. А тара пластиковая стоит 7 рублей. Когда человек покупает бутилированную воду, половина цены – это тара. Есть и экологический аспект. Пластиковая тара очень долго разлагается и так же долго отравляет окружающую среду. Водоматы эту проблему частично снижают.
Аппарат – разработка команды из 30 человек и произведен в Дагестане. Начали выпускать в 2017 году. В феврале 2018-го команда намерена выпустить первый лего-водомат, а предшественника снимут с производства. Лего-водомат будет состоять из двух частей, уменьшится в размерах за счет оптимизации внутреннего пространства, в нем улучшится система фильтрации, производители добавят систему охлаждения: вода будет прохладной летом и сохранять температуру зимой.
Компания «Домалогика» основана в 2015 году тремя инженерами. Первым ее проектом была «Умная емкость» — интеллектуальное резервирование воды (на базе бизнес-инкубатора «ПЕРИ Инновации»). Проект позже вырос в устройство управления мойками самообслуживания и затем — в аппараты по фильтрации и продаже питьевой воды населению. Это перспективная технология, мировой рынок которой к 2025 году, по оценкам мировых консалтинговых агентств, оценивается в триллионы долларов.
Патя Амирбекова