Рамадан. Месяц поста. Месяц поклонения Всевышнему в соблюдении еще одного столпа Ислама. Месяц благих дел. Месяц обуздания своих страстей. Месяц угощений и братской поддержки.
У человеческого тела есть свои потребности. Но человек создан таким, что он в силах их контролировать и не быть рабом собственных пристрастий. Она совсем рядом, вода – холодная, свежая, желанная. И еда тоже недалеко, достаточно пройти к холодильнику. Но мусульманин не ест и не пьет, ибо таково повеление нашего Творца. Это очень зримый пример: сознательно не делать того, что вполне доступно и «технически» близко. Не делать, даже если «другие не видят». Не делать исключительно из покорности Всевышнему.
Похожим образом можно удержаться и от прочих соблазнов. От злодеяний и жадности. От желания посплетничать. От недозволенных развлечений. Наши намерения, наши взоры, наши доходы и расходы, наши дела и поступки – всё можно удерживать от греховного и запретного. И мы не умираем от этого – так же, как не умираем, воздержавшись от еды и питья до захода солнца. «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (Коран, 2:286, смысл части аята).
И это не способ самоутверждения человека и не реализация собственных амбиций. Всё делается из богобоязненности, надежды и любви к Аллаху.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросил людей: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?»
Они ответили: “Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества”.
Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого.
И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному, потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!»
Но и грешников предупреждает и обнадеживает Всевышний: