Межнациональная среда общения – отличная лакмусовая бумажка личной национальной самоидентификации. Это не просто красивая фраза.
Так сложилась сфера моих интересов, что «межнационалкой» я занимаюсь больше года. Начинала в общественной межнациональной организации, в пресс-службе, а теперь пишу в относительно широкую прессу и мечтаю о собственном сайте и журнале.
Межнациональная среда общения — это прежде всего дипломатия, дипломатия общения. Я до сих пор уверена, что именно познание культуры других народов помогает найти расположение других людей. Как говорится, внимание к людям — внимание людей.
Мне часто задают вопрос: «Ты русская?» Ну а кто же, самая что ни на есть! Я, по крайней мере, могу очертить границы своего родного государства и назвать пограничные районы на севере и юге. Оказывается, «это ненормально», что ты с дагестанцами общаешься или пришла к армянам на конференцию. «С чего это тебя интересует Кавказ? Чего тебе не хватает?» Я имею устоявшееся мнение на этот счет, что только сложившийся нравственно, морально, духовно, культурно человек может воспринимать другие культуры, людей с другими национальными или территориальными особенностями. Таким образом, не провоцировать явные или тлеющие скандалы, а делать акцент на социальную вовлеченность в единое общество, поликультурное общество. Вот, собственно, так я и общаюсь и работаю. Сохраняется доверие, оправданное временем, пополняется багаж знаний, тем, традиций.
При всем этом не теряется личная национальная самоидентификация. Я с удовольствием рассказываю про наши обычаи, традиции, ремесла, обсуждаю все без исключения насущные темы. «Нецивилизованное» отношение я встречала редко, да и общество окружающих людей — открытое и образованное, исполненное активности и инициативности. «Как любить родину», конечно, никто не учит, но уважение и чувство собственного достоинства преобладают.
Все мы в поиске общей национальной идеи. Крик души рвется из анализа осознанной реальности: «Объедините народы так, чтобы Мага из Махачкалы сопереживал Ване с Выхино и наоборот».
Ведь нет ничего невозможного, правда?
Мария Малова