Ни для кого не секрет, что правила дорожного движения в столице нашей республики игнорируют почти 90% водителей. Отсюда и результат — огромное количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с летальным исходом. Напрашивается справедливый вопрос: «Почему в должной мере не пресекаются разного рода нарушения дорожного движения?» И ответ нужно искать уж никак не в недрах ГИБДД.
Уверен, скоро в Махачкале и во всем Дагестане все встанет на свои места. А пока по мере возможности идет борьба с водителями-нарушителями, уже есть и определенные результаты. Об этом нам рассказал руководитель группы пропаганды УГИБДД МВД по РД, подполковник полиции И. М. Султанов.
— Исамагомед Магомедович, какова на сегодня ситуация на дорогах и улицах республики?
— Несмотря на проводимые профилактические мероприятия, количество нарушений не уменьшается. Управление ГАИ с учетом анализа аварийности и обстановки на дорогах провело в республике оперативно-профилактическое мероприятие «Пешеход», основной задачей которого явилась профилактика правонарушений со стороны пешеходов и автонаездов на них. Только с начала текущего года по вине пешеходов произошло 126 автопроисшествий, в которых 37 человек погибли и 101 травмирован. В целом службой привлечено к административной ответственности 4 317 пешеходов. Обращает на себя внимание негативная тенденция, когда подавляющее большинство водителей пропускает пешехода на «зебре», в то же время отдельные водители, не снижая скорости и не обращая внимания на переходы, проскакивают, объезжая справа или слева остановившиеся транспортные средства. В результате совершаются автонаезды. Аналогичная ситуация складывается и в отношении пешеходов, которые переходят проезжую часть вне зоны пешеходных переходов. При этом расстояние от них не превышает 10 — 15 метров.
Как правило, подобные нарушения допускают женщины, которые перебегают дорогу в неустановленных местах – как в одиночном порядке, так и сопровождая своих малолетних детей. Немало фактов, когда именно такое поведение стало причиной гибели детей в возрасте до 16 лет.
— С 11 июля текущего года в Махачкале стали функционировать приборы фото- и видеорегистрации нарушений правил дорожного движения. Как это новшество повлияет на проблему в общем? Возможны ли какие–либо уловки со стороны водителей-нарушителей ПДД? Например, заклеивать часть номера автомобиля, как это делают в большинстве регионов страны, где установлены подобные приборы?
— Любителей превышать скорость, выезжать на пешеходный переход, не пропускать пешеходов, нарушать правила обгона и маневрирования ждут «письма счастья», наказания по которым неотвратимы независимо от их статуса и положения. С камерами еще никто не смог договориться. Приборы установлены на всех основных узловых развязках го-рода. При этом информация о нарушениях будет приходить к владельцам транспортных средств. Что касается заклеивания части номеров, то, во-первых, данный нарушитель будет платить штраф в разы больше, а во-вторых, эта проблема уже давно решена нашими техническими разработчиками.
— В большинстве регионов страны на вооружении у ГИБДД состоят летательные аппараты — беспилотники, с помощью которых процент раскрываемости, а главное — профилактики ПДД, возрос в разы. Будет ли у нас в Дагестане функционировать подобное новшество?
— Вы правы. Практика использования летательных аппаратов для фиксации нарушений ПДД есть в ряде российских городов, и она дает положительные результаты. Беспилотный летательный аппарат построен на базе радиоуправляемой модели вертолета и оснащен видеофиксацией. Такое устройство способно незаметно проникнуть на закрытую территорию и засечь, например, угнанный автомобиль. Ведь в последнее время преступники воруют машины не для перепродажи, а на разборку под запчасти. Поэтому угнанная машина зачастую просто прячется на определенное время, а не перегоняется в другой регион с перебитыми номерами. Само устройство — модифицированная модель радиоуправляемого вертолета, оснащенного фото-видеокамерой. Производится она на российском заводе в Ижевске. Съемка позволяет на расстоянии 500 метров от земли засечь нужный объект, а иногда даже распознать номер автомобиля. Аппарат хранится в специальном чемодане в разобранном виде. Собрать устройство — пара минут. Еще некоторое время нужно для настройки связи с компьютером. Что касается приобретения данных летательных аппаратов в Дагестане, то в обозримом будущем оно планируется.
— Почему не сегодня?
— Дело в том, что с учетом ре-льефа местности, а у нас это в основном горы и разные температурные режимы в одно и то же время, летательный аппарат требует кардинального переоснащения, а это время и, главное, деньги. Тем не менее, в самой ближайшей перспективе такой аппарат будет в арсенале ГИБДД Дагестана.
— 5 июля, утром, на автодороге «Махачкала-Каспийск» служебная машина сотрудников полиции столкнулась с мачтой городского освещения, в результате чего двое полицейских погибли на месте и один госпитализирован. По данным МВД, сотрудники внутренних дел находились при исполнении своих служебных обязанностей. Причина произошедшего до сих пор не выяснена.
Напрашивается вопрос: как можно, будучи в здравом уме и трезвым, совершить подобное? В тот же день на различных форумах в соцсетях комментарии пользователей по этому поводу зашкаливали.
— Факт потребления спиртных напитков, как об этом говорят и пишут в соцсетях, категорически исключен. Не забывайте, что весь личный состав службы ГАИ работает в усиленном режиме и времени для такого рода вольностей у нас нет. Тем более что в рамках проводимой управлением работы по обеспечению контроля за несением службы инспекторским составом ДПС ответственными сотрудниками на постоянной основе проводятся проверки, в том числе и негласные. При этом местонахождение экипажей и их любое передвижение отслеживается системой ГЛОНАС.
По данному же факту служебная проверка продолжается, в рамках которой проводятся все необходимые экспертизы. Могу лишь предположить, что причиной трагедии стал человеческий фактор. Возможно превышение установленной скорости, в результате чего водитель, как это обычно происходит, не справился с управлением. В любом случае, о конечных результатах экспертизы мы оповестим население.
— То есть, вы хотите сказать, что в вашей системе напрочь отсутствует проблема алкоголя за рулем?
— Отнюдь. К сожалению. В целях выявления и пресечения фактов нарушения транспортной дисциплины сотрудниками ОВД, в том числе управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, в июне сего года было проведено 8 контрольно-профилактических мероприятий, по результатам которых к административной ответственности было привлечено 30 сотрудников полиции. Кроме того, за июнь 2014 года в ходе надзора за дорожным движением личным составом отделов ГИБДД по городам и районам республики в отношении сотрудников полиции за допущенные нарушения Правил дорожного движения было составлено 14 административных материалов.
В этой связи следует отметить, что указанные недостатки имеют место из-за отсутствия должного контроля со стороны руководителей подразделений ОМВД по го-родам и районам, а также командиров строевых подразделений МВД за эксплуатацией личного и служебного автотранспорта подчиненными сотрудниками. Личной недисциплинированности самих сотрудников, а также непринятия мер административного воздействия сотрудников ДПС, осуществляющих контроль за дорожным движением, в соответствии с действующим законодательством, в отношении сотрудников полиции, допускающих ПДД.
И в заключение в очередной раз хочу обратиться ко всем водителям и пешеходам. В части, касающейся водителей: в обязательном порядке снижать скорость вплоть до полной остановки при подъезде к пешеходным переходам и перекресткам. Касаемо пешеходов: о необходимости не подвергать себя и своих детей опасности, переходя дорогу вне пешеходных переходов и без дорожных знаков. В случае их отсутствия –выбирать участки, которые просматриваются с обеих сторон. В ночное время в обязательном порядке необходимо использовать яркие элементы одежды, а также световозвращающие элементы. В особенности этот вопрос касается обеспечения безопасности детей. Соблюдение этих элементарных, но при этом немаловажных требований сохранит вашу жизнь и здоровье.
Беседовал Заур Зугумов