У каждого майдана – свое время и свои цели. Первый Майдан был в 1990 году. Тогда «студенческая революция» помогла «молодым партократам» поменять правительство и войти в руководство страны. Второй – в 2004 году. Был отстранен от власти Янукович, который победил на президентских выборах. Третий, под названием «Евромайдан», – в 2013-м. Он был профинансирован «национальными» олигархами – как самый «дешевый» способ отстранить второй раз команду Януковича от власти. На Майдане не было крестьян и рабочих, врачей и учителей. В буржуазной революции принимали участие мелкие и средние бизнесмены, торговцы, студенты, пенсионеры, представители свободных профессий…
Активисты «Евромайдана» разъехались. Их место заняли «мусорные сотники», от которых несло перегаром. Они дрались между собой, «собирали деньги на войну», продавали сувениры революции, подрабатывали «демонстрантами» возле Верховной Рады. Требовали поставить палатки с холодильниками и кондиционерами.
Центр Киева стал похож на смесь кладбища, свалки и стройки. На этом «кладбище революции», по данным прокуратуры, только за последние два месяца было совершено более 250 преступлений разной степени тяжести.
Мэр столицы, знаменитый боксер Виталий Кличко, посоветовал жителям палаточного городка не позорить идеи Майдана и страну. И не делать киевлян заложниками кучки людей, которая «прихватила» себе Крещатик и Майдан.
Палатки разобрали. Последние самосвалы, груженные обычной и эмоциональной грязью, покинули центр Киева. Если новогодние елки убирают в середине января, то елку на Майдане демонтировали только… в середине августа. Каркас елки решили сохранить как артефакт для будущего музея революции. (А может быть, для нового Майдана?)
Увы, на Донбассе власти ввели провокационный налог. Почти на каждом предприятии снимали 15% на восстановление Майдана… У народа это вызывало только возмущение… Обработанные пропагандой как с этой, так и с той стороны, люди начали думать, что в России сказочный рай для пенсионеров, а Украина – это царство мрака. Они искренне стояли на митингах и блокпостах за лучшую долю. Многие поплатились за будущее ранами и своей жизнью…
Теперь всех интересует: когда же закончится война на Донбассе? Нынешней осенью гибридную войну сменит… гибридный мир. Для этого Киев освободил бывшего коменданта Майдана Андрея Парубия (ярого пропагандиста войны с «коммуняками») от должности секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. А Москва помогла уйти «на другую работу» непримиримым борцам с «киевской хунтой» – полковникам Игорю Безлеру (кличка «Бес»), Игорю Стрелкову (герою обороны Славянска) и другим организаторам «русской весны» в Донецком крае. Но есть «любители Великой России», которые не могут вернуться на родину. Зачем Москве такое количество обстрелянных людей с боевым опытом и неясно, кому подчиняющихся?
Уже ушли со сцены все «засвеченные» руководители ЛНР и ДНР. Отставка ключевых фигур Новороссии дает возможность прийти к власти тем, кто готов договариваться и с Киевом, и с Москвой.
Каковы первые финансовые итоги войны? Украинские олигархи потеряли больше десяти миллиардов долларов, а потери 25 самых богатых россиян, вызванные конфронтацией с Украиной, составили $22 млрд. Среди обедневших предпринимателей и самый богатый россиянин Алишер Усманов. В январе 2014 года его состояние оценивалось агентством Bloomberg в $20,2 млрд. Тогда как в августе 2014-го оно уменьшилось до $17,3 млрд. Думаю, что многие российские бизнесмены проклинают Майдан, который принес столько проблем… Перенес в свой дневник мнение Ксении Собчак: «Майдан потому и сыграл величайшую роль в российской политике, что показал отрицательный образец. У большинства нет никаких дурных чувств в отношении Украины. Люди просто не хотят, чтобы у нас было, как там. С бардаком. С кровью. Спросите любого: хотят они, чтобы было, как на Майдане? Все в ужасе закричат: ни в коем случае!»
Что дальше? Возможно, дальше всех пойдет тот, кто вовремя остановится… Россия, под давлением США и Европы, вводить «гуманитарные войска» в Украину не будет. Хотя ее к этому подталкивают «дети Януковича» и партия ястребов войны… Для Москвы очевидно, что Киев не собирается прекращать силовую операцию на Юго-Востоке. В. В. Путин предложил и Киеву, и западным столицам условия перемирия: Крым – российский, Донбасс – украинский, с обменом санкциями и взаимными угрозами пора заканчивать…
Многомесячная политическая трагедия Украины завершается. Общество, беременное высоким уровнем конфликтности, разродилось пониманием, что мирное небо над головой – это подлинное богатство… Многие мои коллеги, друзья и знакомые временно покинули Донецк, не выдержали обстрелов. Дочь осталась. Она врач, занимается доставкой лекарств. Надеется на скорое окончание войны… Олигарх Сергей Тарута, глава Донецкой обладминистрации, считает (с учетом соотношения сил противников), что война закончится до осени. Кстати, как ни парадоксально, но план по местным бюджетам Донецкая область выполнила. Показатель выполнения по городу Донецку за 7 месяцев – 101%. Хотя украинская экономика в кризисе. Запомнилось выступление премьера Арсения Яценюка в Верховной Раде. Глава правительства подчеркнул, что в мире есть большое количество экономических моделей, но нынешнюю украинскую модель он сравнил с… рыбой. «Рыба протухшая, перемороженная и советского образца – хек. Мы предлагаем всем в руки дать удочки с хорошей катушкой и большим-большим крючком, на который попадет большая и качественная рыба», – добавил он, говоря о плане экономического роста и перспективах страны.
Прогноз очевиден. Украину ждут перемены и катаклизмы. Олигархи продолжат отнимать друг у друга имущество. Причины для гражданской войны остаются. Если бы поэт Сергей Есенин работал сегодня аналитиком, то он мог бы сказать: «С того и мучаюсь, что понимаю – куда несет нас рок событий…» Но надежда умирает последней. Если не осталось ничего, кроме надежды, значит, осталось все!
Михаил Арошенко,
автор серии «Энциклопедия капиталов», бывший консультант Верховной Рады Украины