Есть у меня один знакомый — большой поклонник японского и немецкого автопрома. Практически все свое свободное, а иногда и несвободное время он посвящает обслуживанию своих железных красавиц. А по его разговорам можно подумать, что машины — полноценные члены семьи. Однако, помимо этого, у товарища наблюдается мания под названием «купи-продай». Не успеет он купить один автомобиль, как сразу же раздумывает, как бы повыгоднее продать его и купить новый. Радость от нового автомобиля длится ровно до тех пор, пока он окажется в гараже. И так по кругу.
Зачем покупать айфон за 25 тысяч, иногда даже на кредитные деньги, чтобы через год вновь надрываться ради новой модели, которая, по сути, вообще ничем не отличается от предыдущей? Ведь это получается постоянная непрерывная гонка за новинками, а получать удовольствие оттого, что у тебя есть эта вещь, что она служит тебе, а не ты ей, пользоваться ею по назначению — когда? Неужели не лучше совершить один раз хорошую, добротную, качественную, дорогую покупку и быть уверенным, что она всегда будет под рукой в нужный момент?
В той или иной степени такой шопоголизм свойствен всем нам. Но ведь невозможно угнаться за всем сразу! Можно приобрести очередную красивую игрушку, чтобы показать ее соседу / другу / родственнику, но на следующий день окажется, что он переплюнул тебя. И если сегодня ты приехал на «Мерседесе», то завтра кто-то из знакомых будет разъезжать на «Бугатти».
У Фредерика Бегбедера в книге «99 франков», которая знакомит нас с неприглядной изнанкой рекламного бизнеса, есть такие слова: «Но когда вы, затянув пояса, соберете денежки и купите наконец машину — предел ваших мечтаний, она моими стараниями давным-давно выйдет из моды. Я ведь иду на три круга впереди вас и, уж будьте уверены, позабочусь о том, чтобы вы чувствовали себя облапошенными. Гламур — это праздник, который всегда с другими — не с тобой. Я приобщаю вас к наркотику под названием «новинка», а вся прелесть новинок состоит в том, что они очень недолго остаются таковыми. Ибо тут же возникает следующая новинка, которая обратит предыдущую в бросовое старье. Сделать так, чтобы у вас постоянно слюнки текли, — вот она, моя наивысшая цель».
Это как быть марионеткой, куклой на ниточках, для которой умные маркетологи определяют линию поведения: что ей покупать, когда и сколько. Она вроде и двигается, но креативные умы от рекламы указывают направление. Все у нее плохо, пока она копит на часы / туфли / сумку. Все замечательно, когда они у нее наконец появились. И все опять ужасно, когда вышла «обновленная модель».
Конечно, каждому хочется выглядеть хорошо, стильно одеваться и так далее. Однако одно дело любить то, что человеку действительно подходит, а другое дело — любить лейблы, есть не то, что полезно, а что статусно, покупать вещи не ради пользы, а ради гламурности. Это такая же вредная привычка, как курение, интернет-зависимость, чрезмерное увлечение компьютерными и азартными играми.
Асият Ибрагимова