19 августа исполнилось 14 лет со дня присвоения звания Героя Российской Федерации военному летчику, подполковнику Андрею Жановичу Зеленко. А присвоено это высокое звание за спасение жизни 232 дагестанских призывников.
21 июня 2000 года заместитель командира военно-транспортной авиационной эскадрильи Оренбургского полка подполковник Андрей Зеленко был за штурвалом Ил-76, выполнял рейс Махачкала — Астрахань — Новосибирск. На борту самолета находились более двухсот дагестанских призывников. На высоте 150 метров из строя вышли топливные насосы первого и второго двигателей. Затем отказы на приборной доске посыпались один за другим. Из-за подачи топлива только из баков одного крыла возник крен самолета, который стал усиливаться.
В этих условиях командир экипажа сумел развернуть самолет к ближайшему аэродрому и около 30 минут вел почти неуправляемую машину. Когда в иллюминаторах бортовой техник вместо неба увидел вылетающие из-под крыла клубы дыма, Зеленко отправил второй экипаж к новобранцам — готовить эвакуацию. Перегорел вал трансмиссии закрылков, поэтому посадочная скорость была около 400 км в час вместо обычных 250. Шасси были выпущены аварийно. Командир экипажа приказал двум штурманам нижней кабины покинуть свои места. Этим он спас им жизнь. Уже вдогонку им полетели битые стекла и остатки самой кабины.
Андрей Зеленко ювелирно посадил горящую машину на самое начало полосы, чтобы иметь большее время для торможения на земле. Командир резервного экипажа принял меры для предотвращения паники среди призывников и разъяснения им порядка эвакуации из самолета, распределил силы, и еще до посадки были открыты аварийные выходы из самолета. Сразу после остановки экипаж произвел эвакуацию всех пассажиров. Андрей Зеленко успел лично осмотреть самолет и убедиться, что никого в нем не осталось. Сам он покинул самолет последним и только успел отбежать на безопасное расстояние, как огромный лайнер с несколькими тоннами горючего на борту взорвался. Благодаря героизму и мастерству командира экипажа все 232 человека на борту самолета остались живы.
Кто же этот герой и как он пришел в авиацию?
Андрей с детства мечтал летать. Будучи маленьким мальчиком, он часто смотрел на самолеты. Та белая полоса, которую оставляли воздушные корабли, казалась волшебной дорогой в далекий и такой манящий мир под названием Небо. Он родился 17 августа 1965 г. в городе Бердичеве Житомирской области (Украина) в семье военнослужащего. В Эстонии (г. Таллин) окончил школу. С 1983 по 1987 г. учился в Балашовском высшем военном авиационном училище летчиков. Проходил службу в частях военно-транспортной авиации ВВС: в Кировабаде, Таганроге, Укурее, Сеще, Кречевицы, Оренбурге, Твери и Иваново.
В 1996 г. поступил в Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, которую окончил в 1999 г. Военный летчик-снайпер. Летал в простых, сложных метеоусловиях и при установленном минимуме погоды без ограничений. Поставил на крыло не один десяток молодых летчиков. В совершенстве освоил несколько типов самолетов (Л-29, Ан-26, Ил-76). Полковник ВВС. Участник боевых действий при восстановлении конституционного порядка в разных «горячих точках» страны. Жена Валерия — медицинский работник, уроженка Оренбургской области. Воспитывают двоих сыновей.
Приказом министра обороны России от 11.08.2003 г. был назначен командиром прославленного 117 Берлинского военно-транспортного авиационного полка (г. Оренбург). По итогам 2004 г. полк был признан лучшим среди полков ВТА ВВС.
В сентябре 2005 г. назначен заместителем командира 12-й военно-транспортной авиационной дивизии (г. Тверь). В 2007 году назначен начальником 610 Центра боевого применения и переучивания летного состава (г. Иваново). Высококлассный летчик полковник А. Ж. Зеленко неоднократно с честью выходил из самых сложных ситуаций.
Сейчас Андрей Зеленко работает во ФГУП “Оренбургские авиалинии” инженером по контролю летной эксплуатации.
Наталья Табунщикова