Эта невысокая, живая, энергичная учительница Гаджизури Магомедшапиевна Кавтарова окончила педагогический институт 35 лет назад, и всё это время она сеет разумное, доброе, вечное в душах малышей.
Дети зовут её просто Зоя Шапиевна. Строит она свои отношения с ними на демократической основе.
Я наблюдала за ней и её учениками на внеклассном мероприятии. Первоклассники участвовали в конкурсе на лучшего кинокритика – смотрели детскую кинокомедию довольно свободно. Кавтарова старалась их не одергивать и не вмешивалась в процесс знакомства с героями фильма.
Когда с экрана звучала музыка, дети пританцовывали, размахивали ручонками, когда было смешно — веселый смех заглушал разговор киногероев. Одним словом, школьники чувствовали себя в своей тарелке.
После просмотра юным зрителям были заданы вопросы о роли юмора в нашей жизни, о доброте, о перевернутом счастье.
Когда главный герой Рожиков думает, что он делает счастливыми соседей тем, что мажет кремом для обуви ручки их дверей, первоклассники с его мнением не согласились, осудили хулигана, при этом высказывались резко, принципиально, без какого-либо страха быть осмеянными или обруганными учительницей.
Вывод однозначный: детям в 6-й школе (Новый Хушет) интересно, увлекательно, здесь их понимают, любят и поддерживают во всем.
После уроков в пустом светлом классе за чашечкой чая мы долго разговаривали с Зоей Шапиевной о школьных проблемах, отношениях с родителями.
— К сожалению, — огорчается Кавтарова, — дети в нашу школу приходят в первый класс в основном не подготовленные к учебному процессу, можно сказать, запущенные. К слову, из тридцати моих детей лишь двенадцать посещали детский сад. Многие даже не знают цвета, буквы, не умеют считать, не держали карандаша в руках, не говоря уже о книгах.
И, чтобы наверстать в короткие сроки неподготовленность детей, приходится работать в усиленном режиме и проводить занятия в игровой форме. Если дети будут знать, что их не заставляют учиться, а просто учат, а тем более с улыбкой и без окриков, то они быстро всё схватывают и учебную программу осиливают легко.
Нашим детям труднее даются знания еще и потому, что в их семьях принято разговаривать на родном языке. И русский им дается сложно, он для них как иностранный.
Ребенок начинает хорошо учиться лишь под чутким руководством и контролем родителей. Приведу пример.
Ученик еле-еле читал по слогам, отстал в учебе. Интересуюсь, занимается ли с ним мама. Оказалось, что мама ждет пятого ребенка, а первокласснику должен помогать его старший брат, который лишь на год старше. Вызвала родительницу в школу, попросила уделить хотя бы чуточку времени и внимания. Вечером она мне звонит и просит уточнить, что было задано на дом. Учителю надо найти особый подход не только к ученику, но прежде всего к родителям. И при этом не забывать хвалить и ребенка, и его родителей.
— Психологи доказывают, что родительское поведение разделяется на два типа. Прагматический и разговаривающий. Какой тип поведения, на ваш взгляд, для ребёнка более приемлем?
— Прагматики обычно стараются манипулировать личностью ребёнка, то есть использовать его как безотказно работающий механизм для выполнения приказов и немедленного получения от него результатов. Разговаривающий тип родителей использует много времени, заинтересованности, сопереживания, но именно он способствует быстрому и правильному развитию ребёнка.
К примеру. Школьник вернулся домой с проблемами. Расстроен донельзя. Добрые родители его приласкают, утешат, скажут, что всё это мелочи жизни, дитя вроде бы успокоится, но будет лучше, если родители помогут ему не столько изгладить этот неприятный эпизод из памяти, сколько стать более зрелым эмоционально и научить смотреть на себя как бы со стороны. Ведь если у ребёнка возникла проблема, значит, он её к себе притянул. Поэтому начать надо с вопросов: что, где, когда, кто был рядом?
Нужно терпеливо обсудить с ребёнком обуревающие его чувства, рассказать о себе, поделиться собственным опытом.
Одна моя ученица, став взрослой, поделилась со мной своими мыслями о родителях. Оказывается, ей с пелёнок родители как бы между прочим говорили, что они в школах и университетах были отличниками. Она изо всех сил старалась быть на них похожей, окончила школу с отличием и университет с красным дипломом, и тут выяснилось, что родители учились средне, но в жизни добились больших успехов и стали уважаемыми людьми. Это и подстёгивало девочку к учёбе.
При воспитании подрастающего поколения всегда надо помнить, что есть много проблемных детей, поэтому надо их научить тому, что поражение, неудачи часто оборачиваются удачей, победой, только не надо опускать рук, озлобляться и мстить. Надо научить детей анализировать свои и чужие поступки. Было бы совсем хорошо, если бы научить школьника вести дневник. Он бы научился упорядочивать свои мысли и чувства. Дневник – это способ выплеснуть неприятные эмоции, снять психическое напряжение и не пугаться трудных ситуаций.
Напомните своему ребёнку: ведь раньше у него тоже были неприятности, но со временем они испарились. И тогда с каждым новым испытанием его уверенность в себе будет крепнуть.
Поэтому я считаю, что ученика лучше перехвалить, чем проявить к нему равнодушие и безразличие. Моя задача, как учителя, создать такую атмосферу в классе, чтобы ученик в школу бежал как на праздник. У нас даже те, кто обучается на дому, просятся в школу. И в хорошую погоду родители их приводят в класс. Таким образом, мы в детях прививаем толерантное, внимательное, трепетное отношение к одноклассникам с физическими отклонениями.
— Многие дети, особенно в больших российских городах, стесняются петь народные песни, не говоря уже о танцах. Я недавно провела в Нижнем Новгороде литературно-музыкальный фестиваль «Проза — детям» и удивилась тому, что весь концертный репертуар состоял из иностранных песен и эстрадных танцев типа «ча-ча-ча», танго, индийских и так далее. А в Чебоксарах, на празднике Дня знаний, школьники не исполнили ни одной чувашской песни, ни танца.
— У нас в Дагестане народное творчество, искусство передаётся от поколения к поколению. Мне близки к сердцу слова Михаила Калинина: «Для того чтобы повышать культуру, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества». Наше время тем и хорошо, что оно может брать из многовековой человеческой культуры всё самое ценное. И мы стараемся прививать детям любовь к своему краю, своему народу, своей культуре. Не стесняемся петь народные песни, танцевать лезгинку, изучаем поэзию народных поэтов.
Мы вышли из школы поздно вечером. Навстречу нам попались женщины.
— Здравствуйте, Зоя Шапиевна! Скоро мы своих детей к вам приведем.
— Приходите. Жду.
— Это мои бывшие ученицы, — пояснила Кавтарова, — теперь они приводят ко мне уже своих деток. Мне приятно и радостно, что мои выпускники не позорят нашу школу. Я горжусь своими учениками.
Вера Львова