За последние годы в речи махачкалинцев прочно закрепилась аббревиатура МФЦ – организации, специализирующейся на предоставлении широкого спектра государственных и муниципальных услуг. Отличительной особенностью данного ведомства является то, что оно работает по так называемому принципу «одного окна». Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, снижение административных барьеров, противодействие коррупции, а также повышение эффективности работы государственных органов — на такие важные цели направлена деятельность МФЦ. Попробуем разобраться подробно в том, как работает МФЦ и в чем заключаются его особенности.
Всё в одном
В январе 2010 года одним Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг на карте России стало больше. Свои двери МФЦ распахнул и в столице Дагестана. Многие махачкалинцы сразу ощутили удобство и полезность этой социальной конторы.
А как же иначе? Ведь раньше они были вынуждены обращаться в многочисленные приемные органов власти, разбросанные по территории города, порой даже не имеющие условий для обслуживания населения. МФЦ объединяет предоставление услуг федеральных, региональных и муниципальных органов власти в одном месте.
Это самая настоящая палочка-выручалочка для населения. С его помощью при оформлении необходимого документа граждане могут максимально экономить свои силы и время, так как все их бумажные заботы сотрудники ведомства берут на себя.
Необходимо отметить, что сам многофункциональный центр предоставления государственных услуг принятые от граждан документы и заявления не обрабатывает, он лишь передает их в соответствующие городские, республиканские или федеральные учреждения. Вот в таком подходе и проявляется суть принципа «одного окна», на котором строится работа подобных центров.
Оператор вас слушает
Придя в МФЦ, заявитель может спокойно обратиться со своим вопросом в любое свободное окно, к любому оператору. Операторы МФЦ – это универсальные специалисты, прошедшие специальное обучение в организациях и ведомствах, непосредственно оказывающих услуги. Они не только разбираются во всех тонкостях оформления официальных бумаг, но и готовы потрудиться, чтобы найти ответ на любой вопрос. В доступной и понятной форме они объяснят клиенту порядок заполнения заявления и оформления пакета документов, что поможет избежать лишней волокиты.
Для того чтобы у нашего читателя было полное представление о том, как работает МФЦ «Махачкала», полезно взглянуть на следующую схему:
информирование заявителя о правилах предоставления услуг, консультирование и прием документов;
обработка документов, организация сбора недостающих документов специалистами МФЦ согласно действующему законодательству;
передача документов в орган, предоставляющий услугу;
уведомление заявителя о решении органа, предоставляющего услугу;
выдача результата заявителю.
Как следует из данной схемы, МФЦ сам ни государственных, ни муниципальных услуг не оказывает, равно как не принимает решений в отношении того, дать ли заявителю положительный ответ на его запрос или нет. МФЦ — всего лишь посредник между потребителем услуг и организацией, которая оказывает ту или иную услугу. Принятые от граждан документы и заявления МФЦ обрабатывает, а затем передает в соответствующие муниципальные, республиканские или федеральные учреждения, которые непосредственно занимаются оказанием данных услуг населению.
МФЦ действует в рамках своих полномочий, которые ограничены, и они заканчиваются там, где начинаются полномочия ведомств, непосредственно оказывающих услуги. Кроме того, МФЦ не наделен никакими контрольными или надзорными функциями. Поэтому повлиять, тем более воздействовать на действия или бездействие структур, оказывающих те или иные услуги, учреждение не может.
Что касается взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, то оно происходит на основе двусторонних соглашений. В этих соглашениях прописан перечень и порядок оказания услуг по принципу «одного окна», а также порядок внутриведомственного взаимодействия. Так что, гражданам не приходится бегать по разным инстанциям, собирая сопутствующие бумаги, – все они оформляются в рамках межведомственного сотрудничества. А получение ряда услуг упрощено настолько, что заявителю достаточно прийти в МФЦ с одним лишь паспортом.
Услуги на выбор
МФЦ можно сравнить с супермаркетом. Так же, как в магазине, покупатель оказывается перед широким выбором самых различных товаров, МФЦ также предлагает своим клиентам большой перечень услуг. В общей сложности сегодня на базе МФЦ Махачкалы предоставляется 167 видов услуг. В их числе: 24 — услуги федеральных территориальных органов исполнительной власти; 9 — государственных территориальных внебюджетных фондов; 62 — государственных органов исполнительной власти; 72 — органов местного самоуправления г. Махачкалы.
Признанным рекордсменом по востребованности является услуга по переводу в собственность земельных участков. Жители столицы также часто пользуются услугами Россреестра (регистрация права собственности на недвижимое имущество, постановка объекта на кадастровый учет, получение выписки из Единого государственного реестра прав и получение выписки из кадастра). Немалым спросом пользуются справки социального характера, к примеру, на оформление всех видов детских пособий. Среди них – пособие единовременной вып-латы при рождении ребенка, а также по уходу за ребенком и другие.
Отдельная категория востребованных махачкалинцами услуг составляют услуги Управления Федеральной миграционной службы. Самые распространенные среди них — получение внутреннего российского паспорта, регистрация и выписка по месту регистрации и месту пребывания, миграционный учет и т. д.
Кроме того, любителям путешествий, которым, естественно, нужен загранпаспорт, МФЦ помогает зарегистрироваться на федеральном портале госуслуг. И для этого нужно иметь при себе только российский паспорт и СНИЛС. МФЦ, таким образом, значительно облегчает дальнейшие процедуры получения загранспаспорта.
Пользу МФЦ для себя могут ощутить студенты-махачкалинцы, получающие социальную стипендию. Они могут оформить нужные документы здесь. Им досточно прийти к оператору многофункционального центра, имея при себе минимальный перечень документов.
По словам и. о. директора МФЦ Махачкалы Юсупа Гаджиева, в скором времени имеющийся перечень заметно расширится. Так, через ведомство «одного окна» махачкалинцы смогут оформить СНИЛС, поставить ребенка в очередь в детские сады и получить массу других полезных услуг. Помимо большого числа услуг, заявители могут получить грамотную юридическую помощь, которая здесь оказывается бесплатно. Юристы МФЦ консульти-руют горожан по самым насущным правовым вопросам, а также помогают составить договор, исковое заявление в суд, различные другие юридические документы.
Вы идете в МФЦ, и МФЦ идет к вам
Ежедневно спасаясь от бумажной волокиты, по меньшей мере 150 человек обращаются в МФЦ Махачкалы. С 9 утра до 8 вечера его двери открыты для всех и каждого.
Не забывает МФЦ и о своих заявителях, живущих в отдаленных уголках и пригородных поселках столицы. Еще совсем недавно они сталкивались с серьезными неудобствами, когда требовалось получить ту или иную государственную либо муниципальную услугу. Помимо оплаты дорожных расходов на поездку в Махачкалу, в главный офис МФЦ, им еще приходилось терять много времени на дорогу. И все это в отрыве от работы и от массы других повседневных забот. Ради максимального удобства для жителей поселков были созданы так называемые точки удаленного доступа. На сегодня таких точек 6. Из них 2 находятся в зданиях администрации Кировского, Ленинского районов Махачкалы. Остальные 3 обслуживают население загородных поселков Махачкалы: Шамхал, Сулак и Шамхал-Термен. Они также размещаются в зданиях поселковых администраций.
МФЦ Махачкалы также учитывает интересы людей с ограниченными физическими возможностями, кто в силу объективных причин не может самостоятельно прийти за услугой в МФЦ. Сюда относятся инвалиды, ветераны ВОВ, люди преклонного возраста, матери с грудными детьми. Данная категория граждан может подать заявку по телефону и получить необходимые услуги на дому.
Максимум удобств при минимуме потерь
Многие махачкалинцы уже успели воспользоваться услугами МФЦ, а кто-то только собирается и, возможно, не совсем точно знает, в чем польза этого ведомства. Такие могут смело следовать поговорке: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. По крайней мере, тем, кому нужны те или иные услуги, имеют как минимум пять причин для того, чтобы получить их через так называемое «одно окно» МФЦ.
Во-первых, МФЦ оснащен единой системой электронной очереди, заявитель тратит минимум времени (не больше 15 минут) на прием к оператору МФЦ и чтобы подать свое заявление на получение той или иной услуги. Выходит так, что про томительное ожидание в «километровых» очередях можно позабыть.
Во-вторых, эти 15 минут пользователь услуг может найти в любое удобное для себя время в течение недели. Это значит, что не нужно уже в который раз скрепя сердце отпрашиваться у начальства, жертвовать обеденным перерывом и отвлекаться от массы других повседневных забот, которые никто с него не снимал. МФЦ работает 6 дней в неделю, включая субботу.
В-третьих, центр находится в удобном месте — в центре города, в шаговой доступности от остановки.
В-четвертых, в МФЦ используются высокие стандарты осблуживания: созданы специально оборудованные места приема и выдачи документов, места ожидания и информирования.
Заявителю больше не приходится толпиться в узких душных коридорах, где нет кондиционера, а порой даже скамеек.
Ну и последняя по очередности, но не по значимости причина — услуги МФЦ полностью бесплатны. Заявители оплачивают только предусмотренные законом госпошлины. Для того чтобы за этим не пришлось бежать в банк, в помещении центра установлен платежный терминал. Само собой, это очень удобно и экономично по времени.
В центре работает горячая телефонная линия 67-83-84, по которой можно получить справочную информацию. Позвонив по номеру, заявители также могут высказать отзывы и предложения по работе МФЦ.
К услугам клиентов МФЦ Махачкалы официальный сайт ведомства www.maumfc.ru. Здесь Интернет-пользователи найдут ответы на любые вопросы по работе центра, срокам и порядку оказания государственных и муниципальных услуг, могут узнать о статусе заказанных документов, а также оставлять свои отзывы и пожелания.
Фемида Селимова