Как в Дагестане юристы-добровольцы помогают в борьбе за здоровье
Проект «Монитор пациента» оказывает бесплатную юридическую помощь людям, столкнувшимся с несправедливостью в системе здравоохранения. С момента создания в августе 2017 года организация рассмотрела около 70 случаев нарушения прав граждан. Только за последние три месяца, благодаря проекту, люди смогли получить положенные им лекарства на сумму 1 миллион 200 тысяч рублей. И это не считая консультаций в офисе и дистанционно, инструкций, которые помогли людям отстоять свои права. «Молодежка» пообщалась с основателем общественной организации «Монитор пациента» Зияутдином Увайсовым.
– Сразу хочу развеять один миф. Про «бесплатную медицину». У нас нет бесплатной медицины. Все медицинские услуги оплачиваются людьми. С любого работодателя берут 5 % оклада его работника — в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Независимо от того, пользовался человек государственными медицинскими услугами или нет. Даже если он нигде не работает, за него медуслуги оплачивает правительство республики. На каждого гражданина в Дагестане приходится 10 000 рублей в год.
Вообще, у системы здравоохранения интересная структура финансирования. Из двух источников. Часть идет из Минздрава России, часть из ФОМСа. Руководители больниц назначаются минздравом, деньги приходят из ФОМСа. И квоты медицинским учреждениям тоже выдает ФОМС. То есть двойная система финансирования и двойной контроль. И они не всегда согласуются между собой. Что порождает комплекс проблем.
– Например?
– Например, система бесплатной выдачи лекарств минздравом. К нам очень часто обращаются люди с онкологией. Им зачастую отказывают в необходимых препаратах. К примеру, онкобольным прописан определенный срок приема препаратов — раз в 21 день. А они могут быть очень дорогими, по 100–200 тысяч рублей. Больному для курса лечения нужно более трех пачек/ампул препаратов, а государство задерживает или вовсе не выдает. Тогда весь курс лечения срывается, его нужно начинать заново. Из-за того, что государство не выдает препараты в полном объеме, общая стоимость курса лечения увеличивается в разы.
Другой абсурдный пример: больному положено лекарство дозировкой 250 мг, оно стоит, допустим, 40 тысяч. Ему говорят: «Мы не закупили лекарство объемом в 250 мг, а закупили в объеме 500 мг». И выдают. И оно стоит уже 70–80 тысяч рублей. Пациент половину использует, а вторая ни на что уже не годится. Но, к счастью, они как-то самоорганизуются между собой, находят другого больного, кому это лекарство нужно. Государство, чиновники как-то бездумно относятся к данным вопросам.
Еще: человеку полагается лекарство, оно стоит 10–15 тысяч в месяц. Минздрав не выдает эти препараты. После жалоб, после предписания Росздравнадзора минздрав все-таки выдает лекарства. Но уже на 30 тысяч. Вот так расходы увеличиваются из-за несвоевременного реагирования на запросы граждан. В этой системе еще много такого абсурдного и удивительного.
Сейчас бьемся за ребенка из Избербаша. Он страдает фенилкетонурией. Это тяжелое заболевание. Ребенок, если не принимает лекарства, начинает отставать в развитии. Но его можно вылечить, если стабильно проводить курс лечения. Минздрав обязан бесплатно выдавать ему лекарства. Но почему-то особо не спешит. Было решение суда в пользу нашего подопечного. Сейчас судебные приставы пытаются заставить минздрав его выполнить. Выносят штрафы, взыскивают какие-то суммы… Но чиновники от медицины упрямо стоят на своем. Мы надеемся, что решение суда будет исполнено.
– А в целом как у вас обстоят дела по итогам обращений в госучреждения?
– В большинстве случаев вопросы решаются положительно. А положительные решения бывают двух видов. Первый — в досудебном порядке, после обращения с жалобами часть лекарств выдается. Некоторым заявителям выдаются лекарства, некоторым отказывают, ссылаясь на отсутствие средств. Но обещают в последующем рассмотреть жалобу и принять решение.
Второй — судебные решения, которые обязывают выдавать лекарственные препараты. Иногда суд принимает решение не в нашу пользу, но мы стараемся обжаловать его в вышестоящих инстанциях и довести дело до конца.
– Как думаете, почему мы, дагестанцы, позволяем недобросовестным чиновникам так относиться к соблюдению наших прав?
– Первая проблема: многие не верят, что можно эффективно защищать свои права. Если нет гарантии стопроцентного результата, не хотят бороться дальше. Но такой гарантии не бывает ни в чем. Если есть вариант отказа, многие граждане идут по более легкому пути. В то же время мы в чем-то обвинять их не можем. Потому что это касается их здоровья, человек хочет минимизировать для себя какие-то риски.
Вторая проблема — это наша неорганизованность, мы не можем последовательно добиваться реализации собственных прав. И это не только в Дагестане, по всей России такая ситуация. Мы не умеем требовать у чиновников соблюдения своих прав.
И основная наша цель — поменять самосознание. Мы помогаем людям добиваться соблюдения их прав. Показываем, что это эффективно, что это возможно. Что этим нужно заниматься. Поскольку мы здесь ничего сложного не делаем. Многие иски, жалобы, необходимые людям для того, чтобы добиться соблюдения прав, инструкции к этому мы публикуем на нашем сайте (pacient05.ru), делаем видеообзоры. Чтобы тот, кто хочет, мог сам добиться реализации собственных прав. И многие наши пользователи в соцсетях говорят — да, благодаря нашим консультациям они добиваются того, что им положено.
– Как вообще появилась идея проекта?
– Я давно занимаюсь правозащитной деятельностью. И заметил, что одна из острейших в Дагестане, да и в целом по России, проблема качественной медицинской помощи, соблюдение прав пациентов на бесплатные лекарства, на бесплатную медицинскую помощь. Это волнует всех жителей республики. И ее, в принципе, можно решить, если люди будут занимать правильную правовую позицию. Поэтому я и решил заняться этим вплотную.
– Помощь охватывает абсолютно всю правовую основу работы медучреждений или у вас есть определенная специализация?
– Нельзя объять необъятное. Мы посчитали, что для эффективной работы лучше сконцентрироваться на основных проблемах: это невыдача лекарственных препаратов тем, кому они положены. Это отказы в бесплатной медицинской помощи в больницах — в госпитализации, в своевременном обследовании и тому подобных вещах.
Если мы будем распыляться и решать любые вопросы, которые касаются медицины, это снизит эффективность нашей деятельности. Поэтому, хотя иногда и занимаемся другими вопросами, концентрируемся только на этих двух направлениях.
– Как в минздраве реагируют на вашу деятельность?
– У нас была пресс-конференция у министра здравоохранения Танки Ибрагимова, теперь уже бывшего. Он сказал, что следит за нашей деятельностью. Многие материалы ему нравятся, что-то он считает не совсем конструктивным. Ну, это вполне нормальное отношение, может, на самом деле где-то неправильно понимаем ситуацию. Мы стараемся взаимодействовать с госорганами, контрольными органами. Наша цель — наладить взаимодействие друг с другом. На самом деле проект помогает чиновникам — мы указываем им на недостатки в системе и параллельно озвучиваем свое мнение. О том, как можно было бы сделать лучше. Они же или берут это на вооружение, или же просто отклоняют.
– Учитывая, что проект некоммерческий, за счет чего он существует?
– Мы компенсируем издержки за счет собственных средств и пожертвований. Было бы здорово, если бы граждане поддерживали наш проект, финансировали. Он не такой уж затратный. Мы писали заявку на президентский грант, надеюсь, получим. Многие предлагают волонтерскую помощь. Мы рады любой поддержке. Чем больше ее будет, тем шире и глубже станет охват населения республики.
Если вам не выдают лекарства, положенные по закону, если отказывают в бесплатном лечении — смело приходите в офис организации по адресу: г. Махачкала, пр. Шамиля, 76а. Тел. +7 928 550 15 10. E-mail: pacmonitor@gmail.com. Инструкции вы можете найти на официальном сайте организации pacient05.ru и на «Ютуб»-канале «Монитор пациента».
Эмир Отевалиев
Читайте также: Михаил Федотов: В Дагестане люди массово жалуются на нарушение прав