В поле за городом собираются жители Сухокумска после парада Победы. На спортивный праздник. Вспоминаю такой день, проведенный там в детстве, и хочу освежить в памяти. Помню лошадиные скачки и собачьи бои. Первое — потому что красиво, а второе — потому что страшно. Но все планы смыло вместе с дождем.
Таксисты, которые всегда в курсе городской жизни, сообщают, что никакой сходки в поле и нет, — «людей я отвозил, но там ничего нет; раньше такой праздник бывал; наверное, — из-за дождя; все равно, как раньше, сейчас уже не будет». Ну да, раньше уже не будет.
Но скачки были, и были бои. Правда, лошадиные, и не запланированные, а спонтанные.
Через вольер одна лошадь подралась с другой. Лошади приехали из Ачакулака, Левокумска, Востока (Восточного Сухокумска). А участвовали в скачках только две. Зато из тех же мест приехали люди и метали гири, камни, перетягивали канат, бегали на 1000 метров. Не с поля, а на выделенной территории для спортивных состязаний.
А потом мирно разошлись и стали возвращаться на площадь. Где мы с мамой уже насыщались программой и едой.
— Патя, хочешь вату?
— Нет, мам.
— Смотри, и розовая вата есть.
Празднование 9 мая у меня ассоциируется с ватой. Ваты больше, чем праздника.
В детстве я особенно ее любила; внезапно вырисовываясь в тяжелой посуде, легкая, как облако, она тут же таяла во рту. Мама, наверное, помнит и радостно мне, 27-летней дочке, ее предлагает.
А мне так хочется выпить чего-нибудь холодного, несладкого. После дождя вышло солнышко, но мне не тепло, мне душно.
Вижу огромную кастрюлю и направляюсь к ней. В кастрюле — фронтовая каша, гречневая с тушенкой. Повар Зулейха раздает ее всем. Потому что желающие — все. Раздает да приговаривает: «Гречку с тушенкой делали на запас фронтовикам, потому и фронтовая».
На площади кипит не только кастрюля, но и жизнь. И жарятся шашлыки. Все из баранины. Как выясняется, «из телятины шашлыки не делают», или просто не умеют и никогда не готовили.
«Отец тоже у меня чабан был по жизни, — рассказывает и жарит Аслудин. — И я последовал его примеру. С детства шашлыки делаю, а лет десять — продаю. Если барану исполнился год, значит, для шашлыков созрел. Его сначала маринуют минимум 7 — 8 часов, а потом на одинаковые куски разрезают, чтоб на шампуре одинаково хорошо прожарить. Добавляют соль, перец и приправу шашлычную. И вуаля!» Ладно, последнее он не говорил. Но подумал.
Недалеко удобно расположилась семья. Если бы не площадь, я бы решила, что попала в чей-то дом. За столом, покрытым скатертью, сидят отец, дочь, жена и мужики, которые не захотели фотографироваться. Стол они достали у продавцов и у них же купили еду. Не стала им мешать, пошла дальше, искать себе еду тоже.
Ору на людей. Как-то же надо перекричать громкую музыку. А она со сцены играет на нервах. Но ее будто никто не слышит. Пока не прозвучит заветное: «Поехали со мной, девушка, будем вместе посидеть, я тебе закажу шашлык-машлык, буду я тебе любить. А теперь ты меня тоже любишь. Хинкал будешь ты варить», — которое исполняет «от души, от души Магомедрасул».
Сцена — это праздник. Там есть все для комфорта, и любой желающий может быть звездой. Звездой караоке. Организаторы установили всю нужную аппаратуру. Там же стоит телевизор. Текст же надо как-то читать.
Но настоящие звезды выступают в клубе. Идти в клуб недалеко. Он за сценой. Это большой концерт, и все на него хотят пойти. Большой, потому что приехали звезды из Махачкалы. Им всегда здесь рады.
Особенно дети, которые рады всему новому. Например, аттракциону. Детский аттракцион — словно новый мир Хаксли. Попав в него, они лупят «резину», как какого-нибудь «пришельца-дикаря».
Детей на площади много, но и площади много — дети свободно передвигаются, пешком и на велосипедах. И никого не задевают. Если только не пульками из пистолетов, которые «купили мы сами, и нам не больно». Насколько «не больно», мне пришлось убедиться самой. С криком «Не стреляйте!» я побежала прочь.
Но, увидев мальчика в форме с пистолетом и пистонами в руках, не могла пройти мимо. В последний раз пистоны я держала, когда была в возрасте мальчика — лет в шесть-семь. Для пистонов в любом случае находили применение — если нет «пушки», их всегда можно было взорвать. Применив какое-нибудь холодное оружие.
Самые увлеченные дети — играющие в карты. С изображениями героев из любимых игр. Они бросают их в воздух, и, как карта ляжет, так игра и пойдет.
Мальчики стреляют из пистолетов, а девочки — вертушками. Чем дальше полетит вертушка, тем лучше. Да, чем дальше, тем лучше. Но чтобы не попала в глаз шашлычников. Или безвозвратно — в кипящую кастрюлю.
Вместе с шашлыками и хот-догами без майонеза на площади собрались продавцы овощей и заодно игрушечных пистолетов. На кузове машины висит лента с надписью «Южно-Сухокумск рад вас приветствовать». «Это полицейские повесили», — разводят продавцы руками.
Патимат Амирбекова
Читайте также: В Сухокумск за тёлками
Как Дагестан отпраздновал День Победы (фотогалерея)
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta