«Задача педагога – подобрать ключик к каждому ребенку, чтобы выявить его сильные стороны, раскрыть талант, помочь реализовать свои способности», — считает Мукминат Алиевна Эминова, заместитель директора махачкалинской школы №40 по учебно-воспитательной работе. О своих взглядах на современную систему образования она и рассказала нам.
— Многие эксперты говорят, что профориентация — это направление, которому нужно уделять особое внимание в молодежной политике. Как вы думаете, чем может помочь школа в этом вопросе?
— Во всех образовательных учреждениях, в том числе и в нашей школе, проводится работа по профильному определению детей. Причем все это делается не просто так, с потолка. Начиная с 8-х классов, мы проводим диагностику среди учащихся, они проходят анкетирование. На основе анализа полученной в результате информации мы уже делаем какие-то выводы. Выяснилось, что наши дети в основном хотят быть медиками, юристами, экономистами. Тем не менее, увеличивается и процент детей, которые хотят стать менеджерами, дизайнерами, визажистами, механиками и даже водителями маршруток. Отношение к рабочим профессиям меняется, повышается их значимость, приходит осознание их востребованности на рынке труда. То есть то внимание, которое уделяется сегодня СПО, оно, несомненно, приносит свои плоды.
Профильное обучение — это давно забытое старое, которое решили реанимировать. В советское время при школах были учебно-производственные комбинаты, где нам давали профессии. Я, например, мастер по пошиву верхней одежды и медицинская сестра. И вот теперь было бы желательно, чтобы именно материально-техническая база образовательных учреждений была улучшена, тогда у них будет возможность реализовать множество проектов, связанных с выбором будущей специальности.
Самое удивительное, что ни один ребенок при анкетировании не выбрал профессию учителя. Когда мы спросили у детей, с чем это связано, нам ответили, что учителя — бедный народ с маленькой зарплатой, а им нужно думать о будущем и о тех профессиях, которые обеспечивают более крепкую материальную основу.
Определенный процент не может самостоятельно определиться с выбором в связи с влиянием родителей. Таких ребят тоже достаточно много.
— За последние 10 лет реформы образования коснулись не только выпускников и старшеклассников. Что нужно подкорректировать в процессе обучения первоклассников, на ваш взгляд?
— В наше время не все дети ходят в детские сады, где они могли бы получать азы знаний, воспитания, поведения в социуме, среди своих сверстников. Таким образом, многие первоклашки к нам поступают не подготовленные к школе. У многих из них здоровье не настолько крепкое, чтобы выдержать нагрузку первого класса, не имея на то никаких навыков. Поэтому мы рекомендуем взять во внимание методы гуманной педагогики и проводить моменты релаксации в классах. Это нужно для того, чтобы дети могли отдохнуть, расслабиться, пообщаться друг с другом. То есть мы должны помочь им адаптироваться к школе, чтобы возникло неприязненное отношение к тому, что каждый день нужно рано утром вставать и идти на уроки.
Родителям мы советуем, чтобы они следили за режимом дня своих чад, вовремя укладывали их спать. В последнее время тенденция такая, что папы и мамы оставляют их до 12, до часу ночи смотреть телевизор, играть на компьютере и так далее.
Кроме того, нужно оказывать больше внимания в области духовного развития детей. Беседовать с ними на разные темы, объяснять, рассказывать, узнавать их мнение. К сожалению, родители даже сказки детям читают нечасто, а это ведь очень важно. Мы в своей работе как делаем: берем сказки народов Дагестана, России и Европы, читаем их с детишками, затем вместе с ними же проводим анализ прочитанного и выявляем схожие черты. На этом примере дети приходят к пониманию, что, в принципе, общие правила морали у каждого народа одинаковые, и при всех, казалось бы, культурных различиях мы, в общем-то, похожи друг на друга. Этим показываем, что дагестанские народы всегда жили в мире и согласии с русским. Таких поучительных тем очень много, и хотелось бы, чтобы родители принимали в этом процессе активное участие.
— Нужно ли, по-вашему, что-то менять в ЕГЭ?
— Честно говоря, я с проблемами ЕГЭ напрямую не сталкивалась, потому что они не имели отношения к моим обязанностям. Но думаю, что живое общение даже во время экзамена дает больше возможностей выявить уровень знаний ученика, чем сухие цифры, которые можно просто заучить наизусть. Особенно это касается таких предметов, как литература, иностранные языки, обществознание, история, где кроме каких-то правил, фактов и дат, необходимо иметь свою точку зрения по той или иной теме.
Я не могу знать, что планирует наше правительство, но раз уж у нас демократическое общество, то можно было бы дать возможность детям иметь выбор: хотели бы они сдать ЕГЭ или же сдавать такие экзамены, какие были раньше, с непосредственным диалогом с комиссией. Вот так я это вижу.
— Сложно ли набирать в школу хороших педагогов?
— Да. Потому что пока он не поработает, пока не узнаешь его компетентность, формы, методы и принципы работы с детьми, то невозможно понять, хороший он педагог или плохой. Академические знания еще не показатель хорошего педагога, он должен обладать умением передавать эти знания в доступной форме. И самое главное – любить детей. Если не будет доброго отношения к детям, то даже самого грамотного, самого продвинутого специалиста они не будут воспринимать.
Я вот выше говорила, что немного детей пожелало стать учителями. Но все равно думаю, что с возрастом, со временем каждый в итоге приходит к тому, к чему на самом деле лежит его душа, к чему его тянет, к чему проявляется его призвание. И пусть молодых учителей сейчас не так много, как тех же юристов или экономистов, но они есть, и они любят свою работу.
— Ну и по традиции – ваши пожелания нашим читателям.
— Мы не можем сказать, что есть стопроцентно хорошие и стопроцентно плохие люди. В нас во всех поровну и добра, и зла. От учебных заведений, от семьи, от школьного и родительского воспитания зависит, что будет в ребенке развиваться сильнее, какая сторона будет преобладать. Нужно развивать в себе рефлексивные умения – давать оценку себе, своим действиям. Не обвинять молодежь, мол, она такая-сякая, а спросить у себя, в чем причина, почему же она «такая». От нас самих зависит, как мы будем себя вести и общаться с детьми. Если у нас слово будет расходиться с делом, мы не получим никакого результата. Если же наши слова будут подкрепляться нашими же поступками, делами, у подрастающего поколения будет пример перед глазами, на который оно будет равняться.
А в общем я считаю, что молодежь у нас очень хорошая, добрая, энергичная, инициативная, умеющая реализовать себя. Убеждаюсь в этом каждый день. Поэтому желаю ей успехов во всех начинаниях, упорства в намеченных целях, постоянного стремления к развитию и совершенствованию, находить в себе силы не опускать руки перед трудностями и полной гармонии с окружающим миром.
Асият Ибрагимова