Сегодня наш разговор о трудовом воспитании подрастающего поколения. В связи с реформой школы, активизацией жизненной позиции, вызванной очищением и обновлением всех сторон жизни, в настоящее время у каждого педагога, у каждого гражданина РД возникают свои вопросы, касающиеся учебного и трудового воспитания школьников.
Школа — это дом, где формируется будущая личность. При наличии определенного прилежания учитель, не лишенный определенных природных данных, в состоянии постоянно совершенствовать методы обучения и воспитания, добиваться лучших результатов. Другое дело, когда государственные стандарты ставят учителя в некоторые рамки, границы. «Чему учить?» — это не личный вопрос учителя, это государственный вопрос, социальный заказ общества.
Мне приходилось беседовать с ветераном педагогики Шевкетом Шахиевичем Гасановым, за плечами которого 45 лет учительской и директорской работы, заслуженным учителем РФ и РД. Был затронут вопрос о проблемах трудового воспитания в школе. Он отметил, что за последние годы изменялась и продолжает меняться объективная ценность методов приучения школьников к общественно полезному труду.
Термин «прививать любовь к труду» ему кажется надуманным. Это чувство не прививаемо. Надо показать, доказать, убедить каждого юного гражданина, что труд — жизненно важная необходимость, что без труда человеку не на что было бы жить и что средства на жизнь добываются кропотливым трудом.
Можно привести немало пословиц и поговорок, таких как «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Ученье и труд всё перетрут», изречение дагестанского мудреца, сказавшего, что только труд держит факел жизни зажженным, и т. д. Верно подметил великий русский химик Д. И. Менделеев, что обучение без воспитания, что меч в руках сумасшедшего. Разумеется, ни в коем случае нельзя отрывать школьное воспитание от семейного.
Упомянутый мной выше опытный педагог Ш. Ш. Гасанов вспоминает, как он рос, учился в сельской школе высокогорного Рутульского района. Раньше, когда в Дагестане преобладало сельское население, проблемы урбанизации не так четко были выражены. И проблем с трудовым воспитанием не возникало. Родители работали в поле, саду, на ферме колхоза или совхоза. Имели собственный дом, придворье. Все члены семьи трудились на приусадебном участке, ухаживали за крупным и мелким рогатым скотом. Девочки доили коров и коз, подростки пасли скот на пастбище. Как только ребенок становился на ноги, у него появлялись определенные обязанности по домашнему хозяйству. И это не какая-то игра, а самый настоящий общественно полезный, производительный труд.
Я вспоминаю свои годы учебы в Шиназской средней общеобразовательной школе с производственным обучением. Именно так называлась школа в Рутульском районе официально. А теперь вторая часть словосочетания испарилась.
Старшеклассники имели свой надел в пришкольном саду. Там росли с десяток фруктовых деревьев. Между деревьями были аккуратные грядки с капустой, картофелем. После школы мы с удовольствием трудились в саду: рыхлили, поливали, производили прополку. И никого не надо было понукать. А осенью, когда убирали урожай, мы воочию видели то, что вырастили своим трудом: яблоки, груши, абрикосы, полновесные кочаны капусты, клубни картофеля. Хотя платили нам символическую сумму, мы ощущали себя настоящими трудоголиками и гордились. Нам не надо было повторять истину, что труд является мерилом богатства. У всех у нас был настрой на труд, процесс взросления неотъемлемо связывался с усложненным видом трудовой деятельности. Уроки труда также проходили на уровне. Помню, как мы с классным руководителем Касумом Нуруллаевым смастерили действующую модель водяной мельницы. С появлением электричества, машин и механизмов настоящая мельница была разрушена. Ведь ее можно было сохранить как музейный экспонат под открытым небом. Вот так углубление процесса урбанизации привело к изменению сельской жизни. Дети постепенно, неуклонно освобождались от труда.
Педагогические коллективы в состоянии помочь учащимся разумно использовать свободное время. Если школьник часами смотрит мультики, боевики, слоняется в компании бездельников, долго сидит у компьютера, то толку от него мало. Безделье, леность, ничегонеделание отстранили подростков от производительного труда. Известный русско-американский писатель, автор нашумевшего романа «Лолита» Владимир Набоков полагал, что Россию погубили два Ильича. Первый – Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Второй — Илья Ильич Обломов (герой романа Гончарова). Что касается первого, то не стану полемизировать с маститым писателем. Второго, как известно, называли лентяем, бездельником, лежебокой, диванолюбом. Это — благодатная почва, на которой произрастают такие язвы общества, как алкоголизм, наркомания, проституция.
Герой Соцтруда Терентий Семенович Мальцев считал, что любовь к земле нельзя воспитывать на словах. Его игрушками были плуг, борона, лопата, топор и пила, которые ему мастерил неграмотный отец. Обрабатывая почву на приусадебном участке, мальчик учился понимать и уважать землю-кормилицу.
В конце нашей беседы известный дагестанский педагог Ш. Ш. Гасанов с сожалением отметил, что ему непонята образовательная политика государства, когда она довольствуется лишь нижним уровнем планки. Почему именно этот «минимальный» уровень называется государственным стандартом? Неужели основной формирующий смысл отечественной школы в том, чтобы научить ребенка писать, читать, считать и другим простейшим умениям?
Государственный стандарт призван замерять планку, к достижению которой надо стремиться и для достижения которой надо создавать в школе все необходимые условия.
Ибрагим Гасангусейнов