Подходит к концу 2014 год, объявленный в России Годом культуры. В нашей республике его отметили культурно: фестивально и круглостольно. Следующий, 2015 – год семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне — в Дагестане объявлен Годом садовода.
Но мне, как автоводителю с 10-летним стажем, кажется целесообразней объявить хотя бы месячник водительской культуры. Хотя бы в отдельно взятой Махачкале. Потому как автобескультурье на дорогах нашего города бьет все рекорды. Такое ощущение, что водителей с человеческим лицом заменило огромное количество ездунов и ездецов.
Народ на машинах как будто с ума посходил. Да, и раньше дагестанские автолюбители отличались, мягко говоря, своеобразной ездой. Особенно ярко она проявлялась в основном за пределами Дагестана, делая наших джигитов героями многочисленных серий «стоп-хамов» и прочего видеохлама в «ютюбе». Но что происходит сейчас? Или, может быть, ничего не происходит? Может быть, я сгущаю краски?
Попробую разобраться в первую очередь в себе.
Во-первых, раньше кортежи не ломали зеркала бокового обзора зазевавшимся водителям и магистрали не перекрывались. Хотя нет, был один кортеж, следовавший ежедневно по улице Гаджиева. Зеркал, правда, не ломал, но ждать приходилось. В этом вопросе условно 1:1. К прошлому и настоящему.
Во-вторых, не помню, чтобы сотрудники ДПС в час пик (17 — 18 ч.) при работающем светофоре регулировали движение в районе перекрестка Ирчи Казака и 26 Бакинских комиссаров. Сейчас это происходит ежедневно. И без них (работников ГИБДД по РД) в считанные минуты наши твердолобые водилы упираются в борта друг друга, безнадежно стоная клаксонами.
Не понимаю, в чем дело? Все же просто: красный свет – дорога нэт. Не работает это главное правило у нас! Можно наблюдать, как образуется пробка. Вы стоите, например, на перекрестке в сторону 26 БК со стороны Ирчи. Ждете разрешающего сигнала светофора. Стоите в два ряда на своей полосе. Вдруг откуда ни возьмись, появился… еще один ряд машин, а не тот, про кого вы подумали. Но уже за сплошной линией. То есть, на встречке. Через минуту выстраивается еще один, видимо, «контрольный» ряд! Из двухсотых «крузаков» и невменяемых «девяток». И своим рогом упирается в капоты встречных машин. И все! Пробка, «сэр»!
Не помогает ничего. Ни установленные видеокамеры, не увеличенные в разы штрафы, ни просто здравый смысл, который говорит, чем быстрее ты пропустишь встречного, тем раньше проедешь сам.
Ответ, наверное, надо искать в психологии дагестанцев, одна часть которых, считает что она круче всех, а другая, что она не хуже первых. Если один человек выезжает на встречку, то у него тут же находится дюжина последователей, резонно считающих: что позволено быку, то дозволено и…
Хотя все мы не безупречны за рулем…