Для того чтобы найти общий язык с учеником, хороший преподаватель готов перепробовать все методы. В том числе и нетрадиционные. Так, директор ГКОУ ГО «Школа-интернат №2» города Каспийска Фаина Керимова в интервью «МД» призналась, что в работе с трудными детьми часто прибегала к индивидуальному гороскопу. И это работало!
— Как вы оказались в сфере образования?
— Это мое призвание. Со школы у меня была мечта стать учителем. Причем очень любила математику. Окончив школу, даже не обсудив этот вопрос с родителями, подала документы на математический факультет ДГУ.
— Родители не возражали против такого решения, когда узнали?
— Отец пытался как-то повлиять. Но я объяснила, что не вижу себя в чем-то другом. Я очень люблю детей, люблю с ними работать. Родители меня поняли и не стали противиться. Наоборот, всё это время они поддерживали меня как могли.
— В первые годы работы не возникало мысли: Боже, что я здесь делаю, зачем я только стала учителем? Работа-то нелегкая.
— Нет. Я, конечно, столкнулась с определенными трудностями, но сумела их преодолеть. Начала работать уже после третьего курса и с тех пор ни разу не пожалела о сделанном выборе.
— Вы сказали, что столкнулись с трудностями. С какими именно?
— Мне, как начинающему учителю, не всегда оказывалась методическая помощь. Но ничего, сама справлялась. Где какие вопросы возникали, не стеснялась, спрашивала у более опытных. Начинала с пятых классов. Работала в 31-й школе. Потом по семейным обстоятельствам переехали в Дербент, там уже стала работать и с 10 — 11 классами.
— Как находили общий язык с детьми?
— Я очень интересовалась детской психологией, изучала ее. И находила подход к ученикам именно с точки зрения детской психологии. Но немаловажными для меня оказались и гороскопы. Я изучала индивидуальные гороскопы трудных детей и подходила с этой стороны.
— Интересный метод. И часто он работал?
— Да, причем работал очень хорошо. В 31-й школе был один очень сложный класс, с ними даже директор не справлялся. А у меня они сидели тихо. Директор подходил и спрашивал: да что вы с ними делаете, почему они вас слушают? А все просто: индивидуальные гороскопы.
— Теперь сами стали директором. Вы рекомендуете своим преподавателям этот метод?
— Ну, предлагаю. Я говорю: если уже никак не получается, пробуйте этот метод. Вообще, считаю, что учителем должны становиться лишь по призванию. А в этом случае и не нужно рекомендовать какие-то методы. Для того чтобы найти общий язык с ребенком, настоящий учитель в любом случае использует все традиционные и нетрадиционные методы. Даже и рекомендовать ничего не приходится. К счастью, в нашем интернате никаких проблем с этим не возникает.
— Как вы стали директором?
— В Дербенте на конкурсной основе оказалась замдиректора в школе-интернате. Как туда перешла, поняла: если человек оказался в интернате, он оттуда не уйдет. Так, в 2008-м мне предложили стать директором уже в нашей школе-интернате №2.
— Предложение приняли сразу или были какие-то сомнения?
— Меня вызвали в Министерство образования на собеседование и задали такой вопрос: смогли бы вы работать директором? На что я ответила, что никогда не задумывалась над этим. Но решила: почему бы не попробовать? Я была уверена, что у меня получится.
— Расскажите о школе. Я заходил сюда полгода назад, тут вовсю шел ремонт, везде была пыль, а сейчас смотреть на интернат – одно удовольствие.
— За последнее время тут произошло много изменений. Первое время, как я пришла, тут всё довольно убого было. Приходила домой, даже плакала. Но потом решила, что обязательно наведу порядок. Вот провели капитальный ремонт общежития, школьного корпуса. Пока не всё, конечно, сделано. У нас, например, нет спортзала. Но в ближайшее время мы обязательно решим этот вопрос.
— Сколько учеников в вашем интернате и откуда они в основном?
— На сегодня у нас 387 учащихся. Контингент с каждым годом увеличивается. Когда я пришла, было 270 учеников. А учатся у нас дети из всех районов Дагестана. Мы отдаем предпочтение детям из неблагополучных семей.
— Есть ученики, которые поддерживают с вами связь и после окончания?
— Разумеется. Все наши выпускники собираются и на первое сентября, и на последний звонок. Это такая традиция. И все выпускники в один голос твердят: скучаем по интернатскому компоту. У нас очень теплые отношения.
— Как думаете, чем отличаются современные ребята от детей, ну, скажем, нулевых годов?
— На мой взгляд, дети не изменились. Может, поменялись их взгляды на жизнь. И думаю, это в основном из дома идет. Дети не тянутся к знаниям. Словно у них другие идеалы появились.
— И напоследок такой вопрос: раньше у вас любимым предметом была математика. С тех пор что-нибудь изменилось?
— Математика всегда будет моим любимым предметом, это однозначно. Но самое важное для меня — это создавать благоприятные условия для детей, которые учатся в нашей школе. Чтобы здесь они чувствовали себя как дома.
Руслан Бакидов