Сравнительно молодой и амбициозный проект четы Абдуллы и Динары Узаловых, которому уже 2 года. «DagFood» — сервис по доставке качественных и полезных продуктов из Республики Дагестан на дом жителям Москвы и других городов России, который получил широкое распространение в соцсетях.
С Динарой мы встретились в самом начале рабочей недели и поговорили об их семейном детище.
— Динара, расскажите, как появилась идея направленности бизнеса?
— Около 4 лет я живу в Москве, а муж и того больше, и нам всегда не хватало родной еды, к которой так привыкли, а постоянно просить посылки из республики было неудобно. Мы сами решили обеспечивать себя натуральными продуктами с малой родины, а также привозили родителям и родственникам. Потом с мужем стали задумываться: "Если мы возим для себя, почему бы не возить для других?" Тот же урбеч, имеющий много полезных свойств. Многие семьи в Москве захотели приобретать эко-продукты, людям понравилось, и появился спрос.
— Как возник бренд «DagFood»?
— У нас многие заказывают еду и возят ее за границу в подарок. Поэтому и назвали «DagFood» — легко и просто.
— По поводу актуальности направления нет сомнений, а вот как обстоят дела с поставщиками? Как вы их искали?
— У нас республика небольшая. В каком-то селе много капусты, в каком-то — горных трав, в каком-то — орехов. Искали и по рекомендациям, и по знакомым, пробовали сами. У нас в республике продукты обычно покупают у того, кому доверяют, и знают, как и из чего делаются. Позже фермеры небольших хозяйств сами стали на нас выходить и предлагать свою продукцию. Многие участвуют в промышленных выставках. Сыровары, например, выводят новые виды сыра. Они сами увлечены своим делом, и с такими людьми мы стараемся сотрудничать.
— Помните своего первого клиента, который повез вашу продукцию за рубеж?
— Самый первый клиент, кстати, была журналистка. Она отвезла продукты своим коллегам в Милан. А так мы помним всех наших клиентов и оперативно стараемся собрать для них заказы.
— Какие продукты у вас заказывают чаще всего?
— Могу рассказать по сезонам.
Зима: сушеное мясо, сыры, урбеч, курага, шиповник, орехи. Всё это служит для поднятия иммунитета.
Весна: коровий и овечий сыры (время отела — больше молока и сыры дешевле). Сыры у нас покупают в больших объемах, потом засаливают в баллонах с рассолом.
Заказывают и молодую крапиву для курзе и чуду.
Лето: всё подряд. Летом нет сушеного мяса, т. к. оно заготавливается осенью, зато много фруктов. Возим соки: абрикосовый, томатный, сливовый и яблочный.
Осень: айва, тыква, кизил, шишки мушмуллы, много сортов варенья.
— А можете назвать районы, где вы закупаете ту или иную продукцию?
— Мясо в Гунибском и Хунзахском районах, сыр и топленое масло — в с. Хунзах, льняной урбеч — в Буйнакском районе, косточковый и миндальный — в Унцукульском, орехи — в Кайтагском, айву и фундук — в Дербентском районе, травы — из разных горных сел.
— Динара, а какие бы продукты вы предложили человеку, который далек от республики в целом и от сельского хозяйства в частности?
— Малосольный сыр, брынзу, миндальный урбеч, или, как его называют, "миндальную пасту", орехи, топленое масло, сухофрукты для начала. Сушеное мясо и сушеную колбасу, но это будет сперва непривычно. А так лучше всего изначально пробовать наши продукты в национальных блюдах.
— Урбеч, как я поняла, самый распространенный продукт. Расскажите, как отличить качественный от некачественного и как его приготовить?
— Мы берем урбеч с мельницы. При помоле миндального и косточкового урбеча добавляют в жернова сахар, чтобы лучше промалывался. Он не должен быть разбавленным и горьким. По консистенции — вязкий. Если долго стоит — образуется естественный осадок.
Миндальный и косточковый урбеч едят прямо так, намазывают на хлеб с маслом. Льняной — разводят на водяной бане, добавляют топленое масло, мешают до однородной массы и добавляют мед по вкусу. Очень много вегетарианцев-недагестанцев любят его.
— Когда интересовалась вашей продукцией, обратила внимание на эко-упаковку, это тоже часть бренда?
— К нашим натуральным продуктам специально разрабатывали эко-упаковку из биоразлагаемых материалов.
— Смотрится действительно красиво и просто.
— Всё гениальное — просто (смеется).
— Как вы видите дальнейшее развитие своего бизнеса?
— Открыть свой магазин. У нас с мужем единая цель и вкусы совпадают. Сейчас активно разрабатывается Интернет-магазин, а еще у нас в ТЦ " Румер" с 1-го сентября открылась лавка, где представлены наши продукты, можно прийти посмотреть, попробовать и заказать.
Разговор настолько нас увлек, что мы пробеседовали более двух часов, а на прощание Динара подарила мне косточковый урбеч, который оказался очень-очень вкусным.
Мария Малова