Сегодня в ветеринарной службе республики работают более 3-х тысяч человек, из которых более 1300 – ветеринарные врачи, 684 – ветеринарных фельдшера. В состав Комитета входят 69 подведомственных организаций, 42 районных и 8 городских ветеринарных управлений, 7 ветеринарных управлений отгонного животноводства, 340 ветеринарных участка, более сотни ветеринарных пунктов и 70 ветлечебниц.
Об итогах работы ветеринарной службы за год, планах на предстоящий и не только мы беседуем с председателем Комитета ветеринарии РД В. Курчаевым.
— Вахмурад Висирхаджиевич, с какими результатами завершился прошедший год?
— Ветеринарной службой республики была проведена значительная работа по выявлению особо опасных и других инфекционных заболеваний.
На бруцеллез исследовано 719,7 тысяч голов крупного рогатого скота при плане 612 тысяч; 321,6 тысяч голов овец и коз при плане 200 тысяч; лошадей — 2,5 тысяч, собак — 400; на лейкоз — 12 тысяч. Выявлено положительно реагирующих на бруцеллез 2400 голов крупного рогатого скота и 700 голов овец и коз.
Вакцинировано против сибирской язвы 1,32 млн голов крупного рогатого скота и 4,6 млн голов овец и коз, против ящура крс – 1,86 млн голов, 8,3 млн голов овец и коз, против бешенства с/х животных — 182,2 тысяч голов, обработано против гельминтозов крс – более 600 тысяч голов, 4200000 голов овец и коз.
Проведено 3,8 млн противоклещевых головообработок крс и более 5 млн овец и коз.
Мы не ограничиваемся исследованиями у себя. Хотя и уверены в квалификации специалистов диагностической службы, стараемся направлять материалы и в центральные лаборатории.
Согласно договору, заключенному между Комитетом по ветеринарии РД, Россельхознадзором, ФГБУ «ВНИИЗЖ», ФГБУ «ВГНКИ» и ФГБУ «Ставропольская МВЛ» в рамках выполнения государственного задания по проведению эпизоотического мониторинга, Комитетом по ветеринарии в эти диагностические учреждения направлено более 26 тыс. проб биоматериала для исследования на бруцеллез, лептоспироз, хламидиоз, листериоз, блютанг и лейкоз. Получены отрицательные результаты. Кроме того, в ФГБУ «ВНИИЗЖ» исследовано 800 проб на напряженность иммунитета против ящура, результат исследований удовлетворительный.
Все перегоняемое поголовье весной и осенью было подвергнуто необходимым ветеринарно-профилактическим мероприятиям. По трассе перегона была проведена купка против чесотки более 5 млн голов МРС. Пользуясь случаем, хочу обратить внимание на то, что с каждым годом перегон затрудняется из-за несанкционированных отчуждений земель трасс госскотопрогона на территориях Левашинского, Каякентского, Тарумовского, Кизилюртовского, Бабаюртовского, Кумторкалинского, Хасавюртовского и ряда других районов.
В течение прошедшего года специалистами Комитета по ветеринарии Республики Дагестан проведено 1658 плановых проверок, в том числе 1337 в отношении животноводческих предприятий и объектов, занятых хранением, реализацией и переработкой продукции и сырья животного происхождения, 248 в отношении глав сельских администраций по контролю соблюдения требований ветеринарного законодательства в части сбора и утилизации биологических отходов. Из проведенных 154 внеплановых проверок — 33 с правоохранительными органами республики.
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлено 3687 нарушений требований законодательных актов Российской Федерации и Республики Дагестан в области ветеринарии, по ним выдано 3095 предписаний, также составлено 1239 административных материалов, из них: 521 на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе 245 на глав сельских администраций; 718 на физических лиц.
В результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий в населенных пунктах и на животноводческих объектах с начала текущего года введено в эксплуатацию 56 мест по утилизации биологических отходов, в том числе 20 скотомогильников и 36 биотермических ям, 129 мест для проведения массовых обработок сельхозживотных (расколы, базы), в том числе купочных ванн — 8, убойных площадок — 19, убойных цехов — 2, убойных пунктов — 11.
Также при проведении надзорных мероприятий выявлено 88 животноводческих объектов, которые хотя и зарегистрированы в органах налоговой службы как животноводческие объекты, не получили ветеринарное регистрационное удостоверение.
В 2014 году нами представлены в Правительство Республики Дагестан разработанные и утвержденные главами муниципальных образований типовые правила содержания сельскохозяйственных животных и правила содержания собак и кошек. Совместно с органами местного самоуправления проведена инвентаризация ветеринарно-санитарных объектов на предмет их соответствия ветеринарным правилам и нормам. Разработан проект государственной программы по организации мероприятий по утилизации и уничтожению биологических отходов на территории РД; проект закона Республики Дагестан «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Дагестан по организации регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований», концепция государственной программы «Организация мероприятий по утилизации биологических отходов на территории Республики Дагестан» на 2014 — 2016 годы. Представлены предложения по внесению дополнений в Закон РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан». Составлены и разосланы методические рекомендации для руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и руководителей животноводческих хозяйств всех форм собственности Республики Дагестан по выполнению мероприятий по сбору утилизации, уничтожению биологических отходов и обеспечению местами для проведения массовых обработок животных.
Комитет по ветеринарии неоднократно ходатайствовал перед Министерством сельского хозяйства РФ о включении в ближайшие программы финансирования из федерального бюджета строительство утилизационного завода биологических и пищевых отходов.
Для контроля за несанкционированным перемещением и ввозом скота в республику с декабря на 333 километре федеральной трассы «Астрахань-Махачкала» функционирует ветеринарно-полицейский пост.
— Тем не менее, наиболее актуальной проблемой в республике на сегодня в сфере ветеринарии остается борьба с бруцеллезом. Каковы результаты, и что планируется?
— В целях стабилизации эпизоотического благополучия, снижения уровня заболеваемости бруцеллезом людей и животных Постановлением Правительства РД от 13.12.13 г. №653 принята государственная программа «Борьба с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в РД на 2014 — 2016 гг.». На осуществление мероприятий по борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных предусмотрено 11067000 рублей.
По состоянию на 31.12.2014 г. в республике имеется 16 неблагополучных пунктов по бруцеллезу крупного и 14 пунктов по мелкому рогатому скоту. За прошлый год оздоровлено 33 неблагополучных пункта по бруцеллезу крс и 13 — по бруцеллезу мрс.
Наиболее неблагополучная обстановка за прошедший год сложилась в Гунибском, Дахадаевском, Шамильском, Бабаюртовском, Кизлярском, Буйнакском, Унцукульском, Карабудахкентском, Ботлихском районах и в Махачкале, а также в ранее благополучных Кайтагском, Хивском и Дербентском районах.
Ситуация с бруцеллезом в республике с давних пор неблагополучная. Это связано с изменением форм хозяйствования, ликвидацией колхозно-совхозного сектора ведения животноводства, когда поголовье находилось под постоянным ветеринарным контролем. В последние годы, с разрушением этой формы хозяйствования, на индивидуальный сектор в республике приходится до 90% выявленного больного скота. При этом многие владельцы скрывают реагирующее положительно поголовье и передерживают его. А это, как мы понимаем, — источник бруцеллезной инфекции как для скота, так и для людей.
Так, с начала года выявлено 20 неблагополучных пунктов по бруцеллезу крупного рогатого скота и 14 пунктов — овец и коз. За это время заболело 111 человек. Этот факт не может нас не беспокоить. К сожалению, в республике нет четкого учета поголовья, потому заранее проводить вакцинацию и иные профилактические мероприятия предупредительного характера очень сложно. Чтобы полностью охватить вакцинацией скот, ветеринарной службе необходимы соответствующие условия.
К примеру, в Дагестане свыше 1700 населенных пунктов. На территориях муниципальных поселений нет места, где можно было бы собрать весь скот и вакцинировать его. Нашим специалистам приходится проводить мероприятия подворно.
При этом многие жители не представляют скот, говоря, что им не нужна вакцинация. А когда у них выявляется бруцеллез, то не хотят забивать животное. Надеемся, что в новом законе о ветеринарии будет более четко прописана необходимость учета животного поголовья.
— А какова ситуация по другому, не менее опасному, заболеванию – бешенству? Немного странно, когда в 21 веке мы сталкиваемся с таким заболеванием…
— Ничего странного здесь нет. Бешенство, как бруцеллез и туберкулез, относится к социальным болезням. Поэтому пока мы не добьемся регулирования популяций диких и безнадзорных животных, это заболевание будет встречаться.
В Дагестане зарегистрировано свыше 40 тысяч собак и кошек. Указанное поголовье силами ветеринарной службы было вакцинировано.
Только одними ветеринарными и медицинскими службами проблему распространения этого заболевания не решить. Ведь, посмотрите, в каждом городе, поселке, вокруг больниц, детских садов и других социальных объектов мы можем наблюдать скопление безнадзорных собак и кошек, которые собираются вокруг помоек, переполненных урн, свалок и т. д. Это городской очаг распространения бешенства, с которым мы одними своими силами не можем бороться.
Кроме этого, имеется и природный очаг – это дикие животные (лисицы, волки, шакалы и т. д.), которые в последние годы расплодились, в поисках пищи они уже заходят в населенные пункты, вокруг которых годами не убираемые свалки, где собирается и домашний скот, и безнадзорные собаки. Для этого нужна целенаправленная работа многих служб, местного самоуправления, управляющих компаний и др.
— А вообще, каков диапазон исследований? Какое количество заболеваний ветеринарная служба охватывает в течение года?
— Ветеринарная диагностическая служба состоит из 9 лабораторий (Республиканская и 8 зональных) и 23 их филиала. За 2014 г. ветеринарными лабораториями проведено 3 300 000 исследований на инфекционные и неинфекционные заболевания животных, птиц, пчел, кормов, продукции животного происхождения и др.
Диапазон исследований на инфекционные заболевания (бактериальные, вирусные, паразитарные) включает в себя 76 нозологических единиц.
— Известно, что Комитет по ветеринарии республики осуществляет полномочия по надзору. Какое количество нарушений удалось выявить в текущем году?
— Региональный ветеринарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В республике зарегистрировано 92546 единиц объектов ветеринарного надзора, из них субъектов малого предпринимательства 48786, микропредприятий 43670. Нагрузка на одного ветеринарного инспектора составляет более 5 тысяч объектов.
Согласно утвержденным нормативным документам, для качественного проведения надзорных мероприятий необходимо 372 государственных ветинспектора, а в настоящий момент их всего — 12.
Тем не менее, за 11 месяцев 2014 года в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проведено 1517 проверок, из них 1402 плановых и 115 внеплановых.
Выписано предписаний – 782, административно наказано юридических и физических лиц на сумму – 153 100 руб., передано материалов в правоохранительные органы – 30.
— Ветеринарная служба должна обеспечить контроль за безопасностью продуктов животного происхождения на всех участках их производства до конечной реализации — как на перерабатывающих предприятиях всех форм собственности, так и на рынках. Какова сегодня ситуация в местах реализации мясомолочной продукции?
— Особое внимание нами уделяется организации ветеринарно-санитарной экспертизы. Из 107 рынков и ярмарок, функционирующих в республике, на 32 рынках, торгующих поднадзорной продукцией, созданы лаборатории ветсанэкспертизы. За последние два года удалось наладить четкую работу на двух особо крупных рынках республики — в Хасавюрте и Махачкале. На Махачкалинском универсальном рынке заново построено здание лаборатории, она оснащена необходимой мебелью, оборудованием, проводится ежедневная работа с продавцами, управляющими компаниями. Заметно улучшилась работа по ветеринарно-санитарной экспертизе на рынках городов Каспийска, Избербаша, Кизилюрта, Буйнакска.
Размещение лабораторий, их состояние на остальных рынках не соответствует требованиям из-за их ветхости, отсутствия коммуникаций, отдаленности от мест реализации, то есть условий, предоставляемых управляющими компаниями согласно ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».
На многих из них имеются примитивные помещения для лабораторий. Но вопросы, касающиеся Комитета по обеспечению специалистами и оборудованием, выполнены. Более того, практически в каждом населенном пункте, где раз в неделю собираются мини-рынки для реализации излишков сельхозпродукции, скота, в каждом райветуправлении созданы лаборатории (отделы) ветсанэкспертизы. Для охвата таких ярмарок закуплена передвижная лаборатория ветсанэкспертизы на базе автомобиля «ГАЗель» с соответствующей для работы комплектацией, специалисты прошли обучение на рынках города Москвы и Санкт-Петербурга. Нами также изучен порядок проведения экспертиз, оснащение на крупнейших рынках Северо-Кавказского Федерального округа, проведены выездные семинары с приглашением всех специалистов ветсанэкспертизы в Каспийске и Дербенте, на базе Республиканской ветеринарной лаборатории.
На рынках, ярмарках республики за 2014 год не допущено к реализации продуктов мяса — 20622 кг; мясопродуктов — 35826 кг, рыбы — 975 кг, молока и молочных продуктов — 2351 кг, яиц — 6052 тыс. шт.; продуктов растительного происхождения — 38771 кг.
В лабораториях работают наиболее опытные специалисты, имеющие большой стаж работы, прошедшие неоднократно курсы повышения квалификации. Необходимо отметить, что уже в течение нескольких лет у нас не зарегистрировано ни одного случая заболевания людей от реализуемой на рынках республики сельхозпродукции.
Конечно, недостатков в этой работе еще много. Поэтому мы заложили в Программе по борьбе с бруцеллезом средства на образование ЛВСЭ, приобретение аппаратуры, спецтранспорта.
— Есть ли проблемы, с которыми сталкивается ветслужба по утилизации биологических отходов?
— С этой проблемой мы сталкиваемся постоянно. За последние 2 — 3 года нам удалось уговорить глав муниципальных образований их обустраивать.
В республике имеется 946 скотомогильников (биотермические ямы), из них отвечающих ветеринарно-санитарным правилам – 96 и 850 примитивных трупных ям. Это катастрофическая цифра.
Отсутствуют скотомогильники (биотермические ямы) в населенных пунктах Ахтынского, Гунибского, Гергебильского, Унцукульского, Кумторкалинского, Докузпаринского районов, Бежтинского участка и в Кизляре, Дербенте, Хасавюрте. По расчетным данным, в республике необходимо всего 4655 единиц скотомогильников.
В населенных пунктах, на животноводческих объектах, расположенных в границах водоохранных зон, в районах, где уровень состояния грунтовых вод менее 2-х метров от поверхности земли, и на всех продовольственных рынках (ярмарках), где в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами запрещено строительство скотомогильников (биотермических ям). Для этого необходимо иметь утилизационные печи в количестве более 240 ед.
Для коренного перелома ситуации по переработке и утилизации биологических отходов, ветеринарных конфискатов, боенских отходов и недоброкачественной животноводческой продукции в промышленно развитых и густонаселенных районах республики необходимо построить ветеринарно-санитарные утильзаводы.
— Ветеринария такая сфера, которая не имеет прямого отношения к политическим и экономическим взаимоотношениям. И все же как Комитет по ветеринарии РД, как орган исполнительной власти, представлен в тех серьезных процессах, которые происходят в последнее время в Республике Дагестан?
— Хотя, как вы сказали, Комитет напрямую не задействован во многих политических и экономических процессах, происходящих в республике, но является серьезным сектором политической власти, которая опосредованно задействована во многих приоритетных проектах, провозглашенных Главой республики Рамазаном Абдулатиповым.
Возьмем, к примеру, самый главный из них — «Обеление экономики». Многие государственные услуги в сфере ветеринарии оказываются платно. На мой взгляд, в этом направлении до сих пор проводилась недостаточная работа. За прошедший год на внебюджетные счета подведомственных государственных учреждений поступило более 8 млн рублей. Этого мало. Да и поступающие финансы, как мне видится, расходуются неэффективно. В данном направлении мы уже начали некоторые продвижения. Если удастся активизировать работу по регулированию этих расходов, я имею в виду расходование на первоочередные нужды государственных учреждений и стимулирование работников, то можно будет говорить о том, что Комитет по ветеринарии республики активно участвует в этом приоритетном проекте.
Другой проект – «Создание точек роста». Если нужны точки роста в агропромышленном комплексе, то без ветеринарии как можно этого добиться? Если будет больное поголовье, то какая может быть точка роста?
Или «Человеческий капитал»… В ветеринарной службе республики работает несколько тысяч человек, вместе с семьями – это около 15 — 20 тысяч человек. Разве это не человеческий капитал? В решении их социальных проблем мы всегда будем принимать активное участие.
Более того, ветслужба представлена и в Народном Собрании РД, ее представители являются депутатами районных и сельских собраний республики.
— Ну и коротко о планах на будущий год!
— Они обширны. Это и доведение проектов нормативных актов до логического конца как на республиканском, так и на федеральных уровнях.
И изменения в организации противоэпизоотической работы против антропозооназов. Невооруженным глазом видны погрешности в организации профилактики против того же бруцеллеза животных. Согласно утвержденным правилам, каждая лактирующая корова должна быть исследована два раза в год. Это уже более 1 млн исследований, и у нас за этот год всего 720 тыс. И на федеральных совещаниях, и на проверках контролирующих органов об этом говорится, но изменений не происходит. Для повышения ответственности специалистов уже начаты аттестации специалистов, начиная от Комитета и руководителей ветеринарных управлений.
Необходимо в корне изменить ситуацию в организации ветнадзора. Здесь нужно для начала хотя бы по 1 специалисту в каждом районе, для чего надо убедить политическое руководство республики.
Необходимо пересмотреть структуру ветуправлений, ветлабораторий. Разница в обслуживаемых территориях колеблется от 350 усл. голов до 1200. Считаю это недопустимым. Более того, выявлены в штатах более 70 человек старше 70 лет, а молодые специалисты остаются без работы.
Необходимо реорганизовать работу диагностических учреждений. Они работают все еще в условиях 40 — 50 годов прошлого века.
Необходимо, чтобы на стол людей поступала продукция после необходимых ветеринарных исследований, независимо, где он проживает и где эта продукция реализовывается. А для этого нужно на уровень поднять организацию лабораторий ВСЭ.
И чтобы все эти задачи решать, надо на уровень поднять социальный статус государственного ветеринарного специалиста, а вопросов здесь больше, чем ответов.
Абаш Абашилов