Чем сегодня живет школа? Каковы главные задачи директора школы? Что нужно для слаженной командной работы? На эти и другие вопросы сегодня нам ответила Равзанат Багаудиновна Асадулаева, директор махачкалинского многопрофильного лицея №5, отличник народного образования РФ, заслуженный учитель РД.
— Равзанат Багаудиновна, когда вы решили, что станете учителем?
— Наверное, с детских лет. Это семейная традиция. У меня родители педагоги. Отец был директором школы, в обкоме партии руководил отделом образования. Мама тоже была учителем. Так что учительство — это мой осознанный выбор. И ничуть о нем не жалею, это мое призвание, я люблю свою работу.
— На ваш взгляд, директор школы – прежде всего менеджер, управленец или всё-таки учитель?
— Скорее, в большей степени менеджер. Здесь нужно уметь эффективно управлять кадрами, финансами, ставить цели, задачи, контролировать и анализировать их выполнение и так далее. Чтобы ученикам нравилось каждый день приходить в школу, а учителям комфортно работалось, нужно создавать соответствующие условия. Но для директора ШКОЛЫ педагогический опыт обязателен. Потому что, не почувствовав, каково это — быть учителем, не узнав, в чем заключается особенность работы с детьми — мало что получится. Директор — человек, который является учителем всех учителей. Он показывает на собственном примере и говорит: «Делай, как я, или лучше меня, но не хуже». Никакими инструкциями, нормативными документами и курсами переподготовки не создать то, что изначально заложено в Учителе и в дальнейшем шлифуется школьными буднями.
— Что важнее в педагогическом коллективе: индивидуализм или коллективизм?
— Конечно, коллективизм. Необходимо чувствовать поддержку друг друга. В каждом коллективе есть яркие звездочки — и это хорошо, никто не говорит, что нужно убивать в себе всякую индивидуальность. Но если кого-то возвести на пьедестал, чтобы он свысока смотрел на других – это уже не звезда. Когда ученики любят учителя, когда человек может и хочет делиться своими навыками с коллегами, а коллеги с радостью готовы воспринимать его советы — вот это яркая личность. А один в поле не воин.
— Часто учителям задают вопрос, чем отличаются современные дети от детей других поколений. А мне интересно, чем отличаются нынешние родители?
— Изменилось отношение к самой школе, к учебе вообще. И не в лучшую сторону. Очень долго людям в головы практически вбивалась мысль, что любую оценку можно купить. Это не секрет, не только у нас, в Дагестане, а по всей России так было. Как следствие, папы и мамы думали не о том, как бы дать ребенку хорошее образование, а о том, где бы найти лазейку, чтобы оценку «нарисовали». То есть, сами родители делали всё для того, чтобы их дети НЕ учились. И только за последний год усилиями Правительства России, наконец-таки, удалось навести порядок. В прошлом году никто не смог за деньги получить заветные баллы, все лазейки были закрыты. Но, тем не менее, мои ученики хорошо сдали ЕГЭ, несмотря на все трудности. В этом году наблюдается уже совершенно другое отношение родителей к этому экзамену. Появилось осознание, что важно ОБЛАДАТЬ знаниями.
— Чем может помочь администрация школы в вопросе профессионального выбора учащихся?
— Мы получили статус профильного лицея еще в 1986 году. Тогда же на базе завода им. Гаджиева открыли производственный цех, где работали дети по трем профильным рабочим профессиям. У нас были бригады и контролеры из числа учеников. У каждого ребенка была сберкнижка, куда завод перечислял все заработанные им деньги. И уже в 11 классе на выпускном вечере ребята получали эти сберкнижки – на них уже накопились очень хорошие суммы.
Пришла перестройка, все заводы закрылись, профподготовка в школах перестала вестись. Но не у нас. В Многопрофильном лицее №5 всё продолжает действовать. Мы готовим детей по 7 профилям. Дети выбирают тот или иной профиль, в зависимости от того, в какой вуз они собираются поступать в будущем.
Информационно-технологический профиль — здесь идет углубленное изучение информатики, вычислительных систем, ученики получают специальность оператора ЭВМ и программиста, в дальнейшем поступают в ДГТУ. Социально-экономический профиль – углубленное изучение математики, экономики, соответственно, этот профиль выбирают те, кто хочет стать экономистом или бухгалтером. Социально-гуманитарный — тут получают хорошую базовую подготовку будущие социальные работники, студенты социального факультета ДГУ. Тот, кто собирается в медицинский вуз, учится по химико-биологическому профилю. Оборонно-спортивный профиль – для тех, кто выбрал профессию военного. Художественно-эстетический профиль – его программа практически полностью соответствует программе первого курса факультета культуры ДГУ.
На индустриально-технологическом профиле идет подготовка по двум направлениям: художественная обработка тканей и художественная обработка древесины — это одни из самых востребованных профессий. Заканчивая школу, они уже имеют готовую рабочую специальность. Много учениц моих открыли свои ателье, потому что их в школе научили хорошо шить. Многие мальчики стали хорошими мастерами-краснодеревщиками, и за их работой чуть ли не очередь стоит. Обычно эти направления выбирают дети, которые знают, что по каким-то причинам они не смогут учиться в вузе.
— Сильно влияет психологический климат в семье ребенка на его успеваемость в школе?
— Да, конечно. Если ребенок чувствует, что он нелюбим, если ему не хватает родительской ласки, если дома постоянные скандалы, нет уюта домашнего очага – всё это мешает ему учиться и жить. У нас очень много неблагополучных семей. Неполные семьи, семьи, где папа пьет, где есть наркоманы, где ребенок видит, что папа бьет маму. Естественно, там очень напряженная атмосфера. Эти дети в большинстве своем замкнутые, знаете, порой напоминают ощетинившегося колючками ежа: «Не подходи – уколю!»
Естественно, в силу своих профессиональных обязательств школа знает о семейных обстоятельствах каждого ученика. И никого не оставляет без внимания — действует служба психологической помощи, а также родительский клуб.
— А какой должна быть благополучная семья, по вашему мнению?
— Да знаете, любая семья может быть такой. Это зависит не от материального достатка, и даже не от того, полная семья или нет. Иногда бывает так, что есть и папа, и мама, и дом – полная чаша, а ребенок растет несчастливым, ему не хватает родительского участия. А иной раз – наоборот. Вот у нас была семья с пьющим отцом. Но дети даже не догадываются об этом, потому что мать так ограждает их, старается, чтобы они не узнали. Для того чтобы создать дома обстановку тепла и заботы, нужен талант, к сожалению, он не у всех есть.
— Что бы вы пожелали молодежи Дагестана и вообще дагестанцам?
— Мира, прежде всего, счастья, чтобы они понимали друг друга, берегли друг друга. А самое главное — придавали огромное значение словам «отец» и «мать».
Асият Ибрагимова