ВЦИОМ спросил у граждан РФ, что их объединяет
Накануне Дня народного единства Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) узнал у жителей России, что они считают главными символами страны, что их объединяет. Выяснилось, что последние годы внесли в среднестатистическую картину новые штрихи.
В музыкальной части опроса обошлось без сюрпризов. Главным символом, объединяющим страну, каждый пятый респондент назвал гимн России. На втором месте — песня «День Победы», набравшая 8 %, на третьем — «Катюша» (7 %).
Важнейшим историческим событием почти две трети опрошенных (63 %) назвали День Победы (9 мая). А вот на втором месте неожиданно (неожиданно ли?) оказалось возвращение Крыма в состав России (12 %). Великая Октябрьская социалистическая революция отошла на третий план (8 %), а полет Юрия Гагарина, Отечественная война 1812 года и распад СССР набрали лишь по 5 % голосов.
Главными символами для граждан России являются народ (9 %), любовь к Родине и патриотизм (8 %).
Пушкин — наше, но не всё
Основной книгой, объединяющей жителей России, опрошенные назвали эпопею «Война и мир» Льва Толстого. Другими литературными символами оказались произведения Александра Пушкина (4 %) и «Тихий Дон» Михаила Шолохова (3 %).
Как оказалось, литературным персонажем, который наиболее ярко характеризует образ российского человека, считается Илья Обломов из одноименного романа Ивана Гончарова (4 %). В два раза меньше голосов набрали Алексей Мересьев («Повесть о настоящем человеке»), Андрей Болконский («Война и мир»), Иван-дурак и Илья Муромец, Павел Корчагин («Как закалялась сталь»).
Комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» уверенно возглавила рейтинг фильмов, набрав 9 % голосов. За ней следуют «Москва слезам не верит» (5 %), «Бриллиантовая рука», «В бой идут одни старики», фильмы о войне, «Иван Васильевич меняет профессию», «Любовь и голуби», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и оказавшееся в одном ряду с советской киноклассикой «Движение вверх» (по 4 % опрошенных).
Главным праздничным блюдом большинство россиян считают салат «Оливье» (51 %). 28 % опрошенных отдали голоса селедке под шубой, 25 % — пельменям. Борщ оказался на четвертом месте, сильно отстав от кулинарных лидеров (17 %).
«Символы культуры не играют той роли для интеграции российского социума, которую сегодня выполняют великие исторические события и достижения государства — Победа, Крым, патриотизм, армия. К литературной классике, увы, мы стали обращаться все реже и часто первыми вспоминаем героев не столь однозначных — Обломова, Павку Корчагина, Иванушку…» — прокомментировал итоги опроса руководитель департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов.
Опрос был проведен 18 октября среди 1600 респондентов в возрасте от 18 лет. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95 % не превышает 2,5 %.
Отдел патриотизма «МД»
Читайте также:
Ярмарка народного тщеславия. Как собирают деньги на фильм «Работайте, братья!»
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta