Встреча Шамиля Алиева в редакции «МД» не была обычным интервью. Скорее, её можно назвать беседой, общением с коллективом, причем в этой беседе приняли участие и те сотрудники, которые не занимаются подготовкой журналистских текстов. Беседа продолжалась примерно 2,5 часа, в её ходе были затронуты самые разные темы. В этой публикации мы предлагаем вниманию читателей лишь незначительные фрагменты состоявшегося общения.
О невхождении во власть
Я очень сильно утомляюсь там, где мне не интересно. Может, кому-то и интересно, но если мне не интересно, я чем-то своим занимаюсь. Будь то на площади, дома, или прогуливаясь. А я очень люблю пешие прогулки.
Об образовании и мудрости
Абсолютно разные вещи. В мудрости сколько хочешь образования. В образованности может не быть ни капли мудрости.
О «пушистом» возрасте
Я это заимствовал из Евтушенко: пушистый и румяный. Пушистый означает наивный еще, хлопающий в ладоши, тебя еще никто не «кинул» и ты сам не собираешься этого делать.
О языке
Я как-то сказал Али Камалову (председатель Союза журналистов РД, главный редактор республиканской газеты на аварском языке. – Ред.): есть острая потребность поговорить по-аварски. Никакие публикации меня не волнуют, просто хочется общения на родном языке. Я вообще частенько думаю: мы вроде говорим на чужом языке, а как же родной…
О врагах и оценках
Врагов у меня нет. Людей, которые меня не любят, наверное, навалом есть.
И, наверное, есть люди, которые, условно говоря, ставили и ставят мне двойку. Но мне важно, что я сам себе ставлю. Уверен, что награды должны быть только изнутри.
О религии и науке
Я абсолютно уверен, что религия и наука не находятся в противоречии. Не находятся. Наука отвечает на вопросы, КАК происходит то или иное событие в окружающем мире. Но наука не отвечает, ПОЧЕМУ.
Главный редактор Абаш Абашилов представил гостя и предоставил слово Шамилю Гимбатовичу:
— Интересно, что в какой бы аудитории я бы ни оказывался, здесь или за рубежом, очень трудно определить, с чего начать. И даже думал, а кто с чего начинает. Вот кто писал диссертации, тот знает, что когда она завершена, более ясно представляешь, с чего бы следовало начать.
Я всегда ставлю во главе искренность. Более того, подавляющее большинство семинаров, которые я провожу в разных местах, называются «А где же радость?».
Вопрос из зала:
— Считаете ли вы себя наивным человеком хотя бы в отдельные моменты?
— Вряд ли наивность является главной чертой характера достаточно опытных людей, в том числе и меня. Но временами наивность необходима.
Вопрос из зала:
— Может ли, на ваш взгляд, роль ключевого стержня на жизненном пути человека выполнять религия?
— Я абсолютно уверен, что религия и наука не находятся в противоречии. Не находятся. Более того, я считаю, что путь в религию иногда наиболее эффектно обозначен через науку. Религия и наука – они разные, но и задачи у них разные. В моем понимании, задача религии – возвысить человека до мысли о Боге. Наука отвечает на вопросы, КАК происходит то или иное событие в окружающем мире. Но наука не отвечает, ПОЧЕМУ.
Вопрос из зала:
— Как вы оцениваете мнение о необходимости кардинальных перемен в системе образования? О том, чтобы переходить с фактологической модели (когда учащемуся дают набор знаний, но научные знания обычно со временем устаревают) на методологическую модель, когда человека учат самому добывать необходимые знания.
— Хороший вопрос, мне его детки часто задают. Это глобальная задача на всей планете.
Всякое героическое вмешательство в систему образования нехорошо. В моем представлении, реформы в образовании должны идти постоянно. Я сторонник введения элементов игры и драмы в процесс обучения.
Вопрос из зала:
— Шамиль Гимбатович, когда человек прогуливается по природе, например, по горам, есть разные варианты, как любоваться окружающим миром. Скажем, можно взобраться на высокую вершину или площадку, с которой открывается широкий панорамный обзор местности, и восхищаться тем, что там озеро простирается вдалеке, там красивый солнечный закат, где-то на горизонте изгиб реки… А есть другой вариант – сосредотачиваться на крупных ближних планах: вот красивый цветок, вот ежик прошуршал, вот интересное сочетание каких-то красок. А вам что ближе?
— И то и другое.
Вопрос из зала:
— Сейчас некоторая грусть присутствует после ваших слов. И думается: наши дети нередко учатся совсем не у виртуозных учителей. Эти учителя ставят учащихся в стенах школ в жесткие рамки, подавляют их. Сама школа так подавляет, что просто страшно становится…
— Вы знаете, у меня внук учится в третьем классе. Он всё делает, как от него требуют, всё учит, всё выполняет. И я ему говорю: слушай, давай баловаться. А внучка совсем другая. Вечером, возвращаясь с работы, я спрашиваю: «Замечание было сегодня?» Она отвечает: «Дед, ты интересный — замечание утром было, я что, помню, что ли?»
Вопрос из зала:
— Шамиль Гимбатович, вы упомянули, что у вас не было ни отпуска, ни выходных. А как вы отдыхаете?
— Я как-то сказал Али Камалову (председатель Союза журналистов РД, главный редактор республиканской газеты на аварском языке. – Ред.): есть острая потребность поговорить по-аварски. Никакие публикации меня не волнуют, просто хочется общения на родном языке. Я вообще частенько думаю: мы вроде говорим на чужом языке, а как же родной…
Недавно я получил удовольствие, когда Шахабас Шахов попросил меня встретиться с учителями в институте повышения квалификации. Планировали 30 минут, а пообщались около 3 часов. По тому, как они задавали вопросы, по реакции я чувствовал, что нужно. Классно, когда взрослые способны стать детьми.
И около вас я не устал. И благодарен вам, что почувствовал здесь родную аудиторию.
Вопрос главного редактора:
— У меня вопросов несколько, и я хотел бы задать их в режиме «блиц». Вы в ходе беседы упомянули понятие «пушистый возраст». Что это означает и о каком возрасте так говорят?
— (Смеется). Не знаю. Я это заимствовал из Евтушенко: пушистый и румяный. Пушистый означает наивный еще, хлопающий в ладоши, тебя еще никто не «кинул», и ты сам не собираешься этого делать.
— Второй вопрос. Вы сказали, что никому не поставили двойку в жизни. А самому вам жизнь поставила за что-нибудь двойку?
— Врагов у меня нет. Людей, которые меня не любят, наверное, навалом есть.
И, наверное, есть люди, которые, условно говоря, ставили и ставят мне двойку. Но мне важно, что я сам себе ставлю. Уверен, что награды должны быть только изнутри.
— В вашей книге написавший предисловие к ней академик Евгений Велихов называет вас «человеком с энциклопедическими знаниями». Как это можно расшифровать?
— Не знаю, думаю, что энциклопедичность – это некоторый рискованный опыт.
— Образованный человек, умный человек, мудрый человек – что для вас означают эти понятия?
— Абсолютно разные вещи. В мудрости сколько хочешь образования. В образованности может не быть ни капли мудрости. В мудрости много свободы, а в свободе много любви. Это не означает, что в любви есть свобода, в любви может не быть ни капли свободы.
К сожалению, среди образованных людей встречается много агрессии.
Считаю, что любой человек, с которым вы общаетесь, в чем-то вас да превосходит. Даже маленький ребенок. В чем может превосходить ребенок? В искренности.
Образованный человек может острее чувствовать свои недостатки. Изолированное образование ведет к нервным напряжениям.
— Вы долгое время находитесь рядом со властью. Рядом. Но вы никогда не входили во власть. Почему вы не сделали этот шаг, может, полшага? Сегодня ваш кабинет расположен на центральной площади Махачкалы. Как вы себя там чувствуете?
— Я очень сильно утомляюсь там, где мне не интересно. Может, кому-то и интересно, но если мне не интересно, я чем-то своим занимаюсь. Будь то на площади, дома или прогуливаясь. А я очень люблю пешие прогулки.
Почему не делал шаги во власть? Я знаю, чем надо заниматься, это лучше, чем знать, что надо делать другим.
Подготовил
Альберт МЕХТИХАНОВ