В Дагестане по-разному трактуют ответ администрации президента России руководителю фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергею Миронову по поводу передачи Дагестану черепа Хаджи-Мурата.
В ответе, подписанном советником президента России по культуре и искусству Владимиром Толстым, говорится: «По указанию главы государства выраженная в вашем обращении позиция о целесообразности передачи в Республику Дагестан для захоронения останков (черепа) Хаджи-Мурата была рассмотрена в администрации президента Российской Федерации и в целом поддержана.
По итогам консультаций с руководством Республики Дагестан принято решение осуществить акт передачи позднее с учетом текущей внутриполитической ситуации в республике».
«Голова наиба Хаджи-Мурата будет захоронена, — отреагировал на документ на своей странице в Facebook эксперт Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Руслан Курбанов. — Депутат Госдумы России Гаджимурад Омаров 20 лет добивался решения этого вопроса. И вот наконец лед тронулся. Советник президента России ответил утвердительно на запрос, который по просьбе Гаджимурада Омарова сделал Сергей Миронов. Последний воин Кавказской войны наконец-то будет предан земле, как и положено мусульманину. Дагестан должен сделать это достойно».
Историки Сергей Манышев и Патимат Тахнаева не разделяют оптимизма Курбанова.
— Я думаю, что этот ответ не означает ровным счетом ничего, — говорит Манышев. — Это стандартная отписка. Речь о возвращении идет не один уже десяток лет. Доходило до того, что была создана какая-то комиссия в начале нулевых, были какие-то распоряжения, но ничем это не кончилось. Я думаю, что и сейчас ничем не кончится. Судя по всему, эта голова уже не является частью музейного фонда, об этом говорила Екатерина Капустина, заведующая отделом Кавказа Кунсткамеры. Иначе голову нельзя было бы из музея изъять. Хорошо, куда ее возвращать? В Дагестан? Голова будет в Дагестане, а другие останки – в Азербайджане. Хоронить ли все вместе в Азербайджане или в другом месте — это, скорее, политический вопрос, чем культурно-исторический. Мне не кажется, что это вопрос, сколько-нибудь интересующий Азербайджан. Останки Хаджи-Мурата им не нужны, но мне почему-то кажется, что они их не отдадут.
— Я, конечно, не специалист по таким документам, но, на мой взгляд, это такая вежливая отписка, — считает Тахнаева. – Потому что там вместо ключевой фразы очень расплывчатая формулировка. Я прочитала и подумала: «Ну и что тут нового?». Никакой конкретики. Насколько мне известно, проблем нет – забрать эту голову. Просто необходимо генетически доказать, что это действительно череп Хаджи-Мурата. У его потомков брали генетический материал для этого. Докажут – заберут. Потому что она давно исключена из списка федеральных памятников культуры, насколько я знаю со слов Катерины Капустиной. Как-то затянулось… С другой стороны, ну, получили голову, а дальше что? Я далека от политики, но, насколько знаю, Хаджи-Мурат не является национальным героем азербайджанского народа, если не сказать отрицательным героем. Но если Азербайджан выдаст захороненные на его территории останки Хаджи-Мурата, на мой взгляд, не совсем честно забывать и о шести его товарищах, которые погибли вместе с ним в тот роковой день. В настоящее время, насколько мне известно, тема Хаджи-Мурата мало популярна у истовой мусульманской общественности республики. Для них Хаджи-Мурат – отступник. А светские дагестанские чиновники и политики, от которых зависело скорое решение этого вопроса, предпочитают не впрягаться в эту тему в силу своей малообразованности по теме Кавказской войны, предосторожности какой-то. Хаджи-Мурат, как и Кавказская война, которая его породила, как героя – интересен, но малопонятен. Отсюда и инертность. Вот и всё.
***
Как известно, Хаджи-Мурат был убит в 1852 году. В момент смерти его голова была отсечена неизвестным человеком. Потом она была переслана в Темир-Хан-Шуру (нынешний Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии, а оттуда – наместнику царя на Кавказе графу Воронцову в Тифлис в качестве доказательства смерти наиба. Некоторое время заспиртованная голова выставлялась на всеобщее обозрение в анатомическом театре. Далее ее отправили в Петербург. Сначала она оказалась в Военно-медицинской академии, а потом – в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого. В Кунсткамере череп получил инвентарный статус «экспонат N 119».
Несколько раз предпринимались попытки добиться захоронения черепа рядом с телом. Могила Хаджи-Мурата находится в Гахском районе Азербайджана. В 2000 году этим вопросом активно занялся депутат Госдумы Гаджимурад Омаров. Была создана инициативная группа. Сообщалось, что достигнута принципиальная договоренность между председателем Госсовета Дагестана Магомедали Магомедовым и министром культуры России Михаилом Швыдким.
Согласно решению министерства культуры, череп был исключен из антропологической коллекции. Как рассказывал директор Кунсткамеры Юрий Чистов, чтобы передать экспонат кому-то, должно быть решение и бумага из министерства культуры, согласованная с Академией наук, о том, кому он передается. По словам Чистова, суд счел малодоказательными доводы о том, что «по утверждению аксакалов, гражданин такой-то является потомком Хаджи-Мурата». История с захоронением черепа приобретает международное значение из-за того, что тело наиба находится в Азербайджане. Кроме того, нет единого мнения о том, должен ли череп быть захоронен на родине Хаджи-Мурата в Хунзахе или же его надо похоронить рядом с телом в Азербайджане.
Ислам Абакаров
Читайте также: Головная боль
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta