ИЗ ОПЫТА ГОСУДАРСТВА ШАМИЛЯ В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Имам Шамиль, являясь одной из самых выдающихся исторических личностей мирового масштаба, остается в памяти людей мужественным и храбрым предводителем народов Северного Кавказа, более тридцати лет боровшихся за национальную независимость и свободу против колониальной экспансии Российской империи.
Шамиль еще при жизни приобрел всемирную известность как выдающийся полководец, талантливый организатор, умный дипломат, ученый, создатель государства Имамат.
Главнокомандующий царской армией во время Кавказской войны Александр Барятинский писал царю, что «имам Шамиль — человек вселенской известности и обращение с ним должно быть соответствующее».
Он вел освободительную и оборонительную войну против противника, превосходившего его государство в сотни раз по военно-экономическому потенциалу, людским ресурсам и численности вооруженных сил.
Эта тема и сегодня вызывает огромный интерес у исследователей, в том числе историков, филологов, политологов, экономистов, правоведов и других специалистов как в Дагестане, на Кавказе, России, так и во многих странах мира. В этом плане для молодых исследователей данная тема представляет собой огромный, еще недостаточно глубоко исследованный и разработанный, пласт кавказоведения.
Из огромного круга вопросов, касающихся деятельности Шамиля в первой половине XIX века, остановимся кратко на некоторых. Это, во-первых, проблемы образования и науки, во-вторых, формирование патриотизма. А межнациональные отношения с молчаливого согласия, если не с прямого поддакивания и подталкивания со стороны федеральных СМИ, отдельных политических партий и их лидеров, государственных чиновников самого высокого ранга, дошли уже до той самой последней черты, когда могут привести к развалу Российской Федерации как государства.
Имам Шамиль был не только талантливым полководцем, государственным деятелем и реформатором, но также кристально честным, высокопорядочным и высоконравственным человеком и интернационалистом. Его слова и поступки не расходились с делом.
Сегодня многие считают, что одной из причин наблюдающегося морально-нравственного упадка, продолжающегося духовного и социально-политического разложения является несоответствие между произносимыми словами и реальными делами, имеющимися в нашем обществе. Общество и государство, в котором вранье, ложь, коррупция, обман, лицемерие, воровство стало обыденным делом и благодаря государственным чиновникам самых разных мастей достигло беспредельных масштабов. Сегодня не каждый государственный деятель или чиновник может сказать людям (согражданам): «Я кристально честен перед вами, моим народом, я никогда не врал, не воровал, не брал взятки, не лукавил».
Возвращаясь к нашему прошлому и отвечая на вопрос, что же оставил потомкам имам Шамиль, отвечу одним предложением. Он оставил потомкам бесценное духовное, нравственное наследие, состоящее из выдающихся дел и свершений. Чем больше изучаешь ту эпоху, тем большим уважением проникаешься к этой личности, его делам и поступкам с молодых лет до самой смерти (1871 г.).
В государстве Шамиля особое внимание уделялось укреплению дружбы и братства всех народов и этносов, проживающих как в единой семье. Активное участие с детства юношей, молодых людей, каждого гражданина, независимо от этнической принадлежности, пола и возраста в защите своей отчизны, села, аула, общины от наступающих колониальных войск Российской империи считалось первейшим долгом каждого. В период Кавказской войны высочайший патриотизм, чувство дружбы и братства, готовность отдать жизнь за свободу и независимость своего народа стали внутренней потребностью многих жителей этого государства. У подрастающего поколения в эпоху Шамиля были настолько сильно развиты данные качества, что враги порой поражались и восхищались мужеством и героизмом, отвагой и патриотизмом юных горцев. Во всех крупных сражениях с царскими войсками, в том числе в Гимры, Ашильте, Ахульго, Аргвани, Анди, Ахты, Дарго, Белгатое, Ведено, Валерике, Шатое, Шали, Гунибе, Гоцатле, Игали, Унцукуле, Чиркате, Чохе, Гергебиле, Салте, Ичкерии и других местах в эпоху Шамиля молодежь совершала такие поступки.
В ходе освободительной борьбы в Дагестане и Чечне «Шамиль слил людей в один народ, в одно племя. Как искусный коваль сваривает между собой куски железа в один толстый брус, так и Шамиль сковывает в один могучий народ разрозненные племена… Вражда уступает место дружбе, неприязнь — доверию, зато тем сильнее растет ненависть к одному общему врагу, с которым у Шамиля нет никаких сделок», — писал известный дагестанский историк Г.-А. Д. Даниялов.
Другой известный дагестанский ученый-правовед, талантливый кавказовед Арслан Магомедович Халилов отмечал: «За 25 лет Шамиль добился больших успехов в таком весьма важном вопросе, как межнациональные отношения. Былая вражда, рознь между различными народностями, племенами были в значительной степени ликвидированы. Были сделаны крупные шаги на пути достижения объединения их в одно целое».
С началом нового этапа борьбы горцев за свою свободу, с конца 1840 г., растет число перебежчиков из царских крепостей и укреплений на сторону свободолюбивых народов Дагестана и Чечни. Это серьезно обеспокоило царское командование. Об этом свидетельствуют многочисленные документы. По нашим данным, с начала 1840 г. и до 1850 г. на сторону имама Шамиля и его наибов перешло более 4 тыс. царских солдат и офицеров, многие из которых активно включились в военно-гражданскую жизнь Имамата. Отдельные поселения перебежчиков и мухаджиров были созданы в таких населенных пунктах, как Дарго, Элистанжи, Ведено, Дылым, Белгатой, Карах, недалеко от Цуриба, около Чоха, в Алмаке, Ачхой-Мартане, Шатое, Шали, Бамуте, рядом с сел. Центорой и в других местах Имамата.
В рапорте начальника левого фланга Кавказской линии генерал-майора Ольшевского генералу-лейтенанту Граббе о мерах предотвращения дезертирства нижних чинов от 9 января 1842 г. под грифом «Весьма секретно» отмечается: «Если мои опасения окажутся справедливыми, то я полагал бы для удержания солдат от побегов первых пойманных дезертиров расстрелять. О чем имею честь представить на благоразумие в пр. доношу, что я с сим вместе предписал всем частным начальникам усугубить надзор за ненадежными солдатами и доложить мне тотчас о тех, кои учинят побег».
Царское командование принимало самые жестокие меры к солдатам и офицерам, переходившим добровольно на сторону Шамиля. После 1840 г. к Шамилю бежали не только русские, поляки, татары, грузины, венгры, финны, но и многие дагестанцы, служившие у феодальных владетелей, ханов и беков, в том числе и сами состоятельные владетели и беки. Командование царских войск на Кавказе по указанию императора Николая I шло на любые меры с целью приостановить массовый переход своих солдат и офицеров на сторону горцев. Дело дошло до того, что в августе 1842 г. Николай I издал специальный указ за №847, в котором он «повелевать соизволил: дабы местное начальство требовало возвращения воинских чинов, скрывающихся у горцев, изъявивших нам покорность, но отнюдь, не выкупая их, старалось соглашать непокорных к выдаче дезертиров за соль».
Когда Шамилю поступили такие предложения, он сказал примерно следующее: «Мы сильно нуждаемся в соли, терпим многие неудобства из-за того, что в горах мало соли, вынуждены через царские крепости на равнине доставать ее за огромные деньги. Но мы обойдемся без соли и можем даже умереть от голода, чем предавать наших русских, перешедших добровольно к нам на помощь».
После этого поток русских перебежчиков к Шамилю еще больше усилился. К концу 1845 г. в столице Дарго и других местах у Шамиля было уже около 2000 беглых солдат и офицеров, среди которых, кроме русских, были украинцы, татары, грузины, поляки, венгры, финны и другие.
Имам Шамиль и его сподвижники одобряли и всегда поддерживали межнациональные браки. Если браки между молодежью чеченской, ингушской и дагестанской национальности стали обыденным делом, их количество даже намного возросло в начале XIX века. Возросло количество браков между мухаджирами, перешедшими на территорию Имамата из других территорий Дагестана, Чечни, Кавказа, Российской империи, других стран. Очевидец событий, зять имама Шамиля Абдурахман Газикумухский, писал: «У нас было много солдат, разбросанных во всех селениях, из них кое-кто принял ислам, стал хорошим мусульманином и женился на мусульманке. Были и такие, которые остались в своей религии».
Таким образом, опыт государства Шамиля, существовавшего в первой половине XIX века, по патриотическому и интернациональному воспитанию подрастающего поколения заслуживает очень внимательного и глубокого исследования.
Юсуп Дадаев, профессор