Ни для кого не секрет, что труд педагога нынче мало ценится. Эта профессия не для тех, кто хочет много заработать. Она для энтузиастов, влюбленных в свою работу, готовых сердце дарить детям. И, наверное, поэтому мы всегда считаем людей, посвятивших практически всю свою жизнь воспитанию подрастающего поколения, особенными, обладающими высокими моральными и душевными качествами, которыми они делились с нами и будут делиться с нашими детьми. Но вот парадокс: мы часто говорим об учителях, которые открыли нам дверь в мир знаний, а потом и помогли сделать серьезный выбор будущей специальности, но о воспитателях детского сада практически не вспоминаем. А ведь они также помогали нам делать первые маленькие шаги в этом большом мире. Чтобы напомнить о том, что дошкольное воспитание – это очень важно, мы побеседовали с директором детского сада №5 «Теремок» Айшат Патаховной Шапиевой.
– Скажите, влияет ли атмосфера, сложившаяся в семье, на поведение ребенка в обществе, в группе?
– Конечно. Тем более что у нас есть дети сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей. Такие ребята требуют усиленного внимания, особенно в первое, после тяжелой утраты, время. Но, как правило, в коллективе ребенок быстрее отходит, оттаивает, приходит в себя. А вообще, воспитатель должен анализировать поведение малыша и обязательно общаться с родителями. И если что-то не так, то очень деликатно, стараясь не выказывать своего личного отношения к происходящему, объяснить все папе с мамой. Поэтому в договоре, который заключается между нами и родителями, когда ребенок поступает в детский сад, одним из условий является совместное сотрудничество обеих сторон – и семьи, и воспитателя.
– У вас большой педагогический стаж, скажите, с какими трудностями вам приходилось сталкиваться в своей работе?
– Проблемы случаются у всех и везде, другое дело, как мы их встречаем. Конечно, и нашему детскому саду в определенный момент пришлось столкнуться с трудностями, но, с гордостью могу сказать, наш коллектив преодолел их достойно. В 2012 году, согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от 25.04.2012 г. №125, нас передали Министерству образования и науки РД, а до этого мы были в ведении МВД РД. Пока происходила реорганизация, в детском саду не хватало финансирования. Конечно, торговый отдел МВД не оставил детей без продуктов, поставлял питание для садика в полном объеме. Но зарплату нашим сотрудникам не выдавали в течение 5 месяцев. В общем, очень напряженная ситуация была, я уже не знала, что делать. Но все воспитатели продолжали работать, никто не возмущался, понимая, что это временные трудности.
Потом мне очень помог Магомед Гусейнович Баачилов, секретарь Совета безопасности РД, Герой России. Когда я рассказала ему о ситуации, он согласился, что нельзя в таком состоянии оставлять садик, и мы вместе обратились к президенту республики, тогда это был Магомедсалам Магомедов. Он выслушал нас, и в итоге было принято решение сделать наш детский садик особенным. То есть если раньше мы принимали ребят и из других семей, то теперь только детей погибших, раненых и действующих сотрудников правоохранительных органов.
– Насколько важно посещение детского сада ребенком, на ваш взгляд?
– У ребенка, который не ходил в детский сад, и все свое дошкольное время провел с нянечкой или с родителями, не будет опыта общения с другими детьми. Он просто психологически не будет подготовлен к тому, что в будущем, в школе, рядом с ним будет еще человек 20, и учитель должен оказывать внимание всем, а не ему одному, к чему он привык дома, в семье. Придя в первый класс, он также должен уметь слушать взрослого, подчинять свое поведение определенным правилам. Даже если это очень умный и развитый ребенок, но если он не адаптирован к коллективу, спустя некоторое время он просто не захочет посещать школу. Все социальные навыки, которые ему будут помогать в школьной жизни, малыш получает именно в садике.
Кроме этого, детский сад очень многое дает в образовательном плане. Конечно, читать и писать ребенок не научится, но это и не входит в функции детского сада. Однако базовые знания и умения дитя приобретет: логико-математические занятия, развитие речи, аппликация, музыка, физкультура, хореография, изучение окружающего мира. И на самом деле, это является хорошим подспорьем в подготовке к школе.
– Сейчас распространено мнение, что ребенку нельзя ничего запрещать, чтобы он рос свободной личностью. Так ли это? И вообще, поддерживаете ли вы принцип «кнута и пряника»?
– Да, в какой-то мере поддерживаю. Естественно, не так радикально – вот кнут, а вот пряник, нет. Но где-то нужно проявить и строгость, а где-то – ласку. Ничего не запрещать категорически нельзя. Ребенок должен с малых лет знать, что допустимо, а что нет. Но если взрослый запрещает что-то, то это всегда должно быть аргументировано. Ребенку нужно объяснить, почему так нельзя, он должен сам понять и согласиться с этим. С другой стороны, совсем переусердствовать с запретами тоже недопустимо, есть большой риск взрастить в ребенке комплексы и нерешительность.
– Каково ваше отношение к компьютерным играм?
– Я лично – против. Дети должны тренировать память, развивать логику, а вместо этого, сидя у мониторов, становятся заторможенными, их больше ничего вокруг не интересует. Ведь даже у взрослых людей компьютерные игры и Интернет вызывают рассеянность, нарушают концентрацию внимания, а что уж говорить о детях. Хотя я замечаю, что все-таки многие родители позволяют детям часами сидеть за электронными гаджетами. Их тоже можно понять, жизнь сейчас такая стремительная, каждый старается прежде всего материально обеспечить семью, поэтому сил уже больше ни на что не остается. Но, тем не менее, необходимо стараться увлекать ребят подвижными играми, логическими занятиями, чтением.
– Что бы вы пожелали родителям?
– Здоровья вам и вашим деткам, чтобы они всегда на жизненном пути радовали вас своими успехами. Проявляйте больше терпения, мудрости и понимания, ведь дети – это зачастую отражение нас самих!
Асият Ибрагимова