XXI-й — век высоких технологий. Всё вокруг движется, вертится и крутится в бешеном темпе, мы постоянно куда-то спешим, пребываем в погоне за временем, которое, как все мы, «деловые» люди, знаем, — деньги. И в суматохе рабочих будней часто забываем о своих родных. А ведь это те, кто на самом деле заслуживает внимания! Особенно старшее поколение в семье – наши дорогие, горячо любимые, самые лучшие бабушки и дедушки.
Их молодость пришлась на времена, когда в стране начали происходить глобальные общественные и социальные изменения, когда общество испытывало невероятные трудности. Установление советской власти, вовсе не безболезненное, далее война с ее голодом и разрухой, затем распад СССР и растерянность, незнание, как дальше жить. Но наши бабушки и дедушки эти испытания прошли, став для своих детей и внуков достойным примером для подражания.
Таким является и мой дедушка – Магомед Абдуллаевич Джалилов. Он родился 1 июля 1932 года в крестьянской семье. У дедушки было еще два старших брата — Абдулкагир и Али, и сестра Патимат, он самый младший. Мать звали Арапа, но ее дедушка вообще не помнит, поскольку умерла, когда ему было 1,5 года. Так как семья Джалиловых по тем временам была зажиточная, отца Абдуллу в 1937 году раскулачили по решению особой тройки НКВД — органа уголовного преследования, состоявшего из начальника областного управления НКВД, секретаря обкома и прокурора области. Отправили в Казахстан, где он 10 лет просидел в тюрьме. Вернулся 1947 году, но долго не прожил – всего полтора года, так как здоровье было подорвано. И четверо детей остались с мачехой.
«Я сам не помню тот день, когда пришли нас раскулачивать, потому что был еще маленьким тогда. Но мне рассказывали люди, которые это видели. Забрали все, что можно было, растащили кто что хотел. У нас дома была чугунная плита, даже ее не оставили. Еще ругались, мол, так трудно вытащить, будто эти негодяи ее на вечность ставили. Мы, дети, спали на полу, и, видимо, этим «вершителям судеб» было мало награбленного, поэтому они выдернули одеяло из-под нас», — рассказывает дедушка.
Что и говорить – нелегко приходилось жить детям «врага народа». В разговоре со мной дедушка вспоминает, что однажды во время праздника все сверстники собрались в клуб, но его вытолкнули оттуда – не положено сыну кулака в клуб ходить! «Утром я ходил с хутора в школу, как занятия в школе кончатся – снова на хутор, пас там скот. После 4 класса все одноклассники стали комсомольцами, кроме меня, хотя я хорошо учился. Никак не объяснили причину отказа, просто не приняли — и всё.
И так я благополучно из класса в класс переходил. Затем в 7 классе только меня и еще одного одноклассника отправили в армию, в возрасте 15 лет. Мы, конечно, стали возмущаться, но все было безрезультатно. Три года отслужил в армии, в Московской области, станция Кубинка. Там без лишних расспросов мне и выдали комсомольский билет», — делится со мной воспоминаниями Магомед Абдуллаевич.
В 1968 году его отца реабилитировали. И, несмотря на то, как сложилась судьба семьи, у дедушки никогда не было обиды или злости на советскую власть. «Все эти бесчинства, — говорит он, — совершал не кто-то там со стороны, не Ленин, не Сталин. Это делали свои же люди, сельчане. Да, приказ о раскулачивании определенных лиц, наверное, поступал от руководства страны. Но не всех подряд, не так, чтобы каждый творил, что хотел.
Неграмотные лодыри, которые не хотели сами работать, играли целыми днями в карты – им выдавали партийные билеты, их стали вдруг считать важными людьми. И кто им просто не нравился, того они и брали.
А в советское время, помимо минусов, было много и плюсов. Советская власть дала мне многое — образование, работу, жилье. На кого обижаться? Если бы были сейчас живы те из односельчан, которые совершали доносы, быть может, я бы и поговорил с ними. А больше не на кого злиться».
После армии дедушка с сестрой отправился в Тлярату, где жили и работали два старших брата. Там он в школе работал 4 года электриком и мотористом, одновременно учился, окончил 10 классов. В 1958 году приехал в Махачкалу, где устроился работать в машиностроительный завод сепараторов, затем направлен в каспийский «Дагдизель».
С работой дедушка совмещал учебу в вузе. Сначала — во Всесоюзном заочном машиностроительном институте, откуда вскоре всех студентов перевели в только открывшийся филиал ЛКИ – Ленинградского кораблестроительного института. Вечером – в институт, днем – на завод, и в таком напряженном режиме жил целых 6 лет! Наверное, именно поэтому в нем выработалось очень трепетное отношение к учебе, он всегда говорил нам, внукам, что одно из самых важных моментов в жизни молодого человека – это образование. В детские годы, увы, к этим словам мы мало прислушивались.
После того как женился, дедушка переехал в Махачкалу. Здесь сменил несколько мест работы: Махачкалинский приборостроительный завод, Проектный институт и, наконец, завод «Авиаагрегат», где он проработал 23 года, до самой пенсии.
Я очень горжусь своим дедушкой, который всего добился собственным трудом и умом, несмотря на трудности и препятствия. Он никогда не сдается и идет по жизни во всем до конца.
Асият Ибрагимова




