…В научном и технологическом плане жизнь человека вчерашнего и сегодняшнего во многом непохожа. Ныне нет нужды пешком или на тягловых животных преодолевать по несколько десятков километров в сутки – на самолете можно за считанные часы долететь не только в другой город или страну, но и на другой материк за океаном.
Серьезные прорывы сделаны на направлениях скорости и комфорта. Беспроводная мобильная и спутниковая связь. Сжатие огромных массивов информации на крохотных пространствах. Оборудование, с работой которого связано поддержание в помещении теплой температуры зимой и прохладной – жарким летом. Оружие массового поражения…
Для чего я?
Но и перед сегодняшним человеком стоят те же важнейшие вопросы. О жизни. Об окружающем мире. О самом себе.
Кто я? Откуда я? Почему я? Для чего я? Как я должен жить? И на что я могу надеяться?
Человек поднимает голову, оглядывается вокруг – и снова задается вопросами. А это откуда? Почему они есть – солнце, звезды, галактики? Небесные тела, следующие по своим орбитам? Наша планета с ее удивительными условиями, подходящими для поддержания биологической и человеческой жизни?
И это не всё. А откуда в нашем мире благо, любовь, красота? Что за «прибор» имеется в нас, с работой которого связано восхищение прекрасным? Увидеть красоту сияния солнца, полёта орла, низвергающегося водопада, вечернего заката, причудливого рисунка облаков, строгих норвежских фьордов, буйных тропических джунглей, белоснежных просторов Антарктики, водной глади Тихого океана, огромных пустынь Азии, ярко-зелёной свежести оазисов, звездного небосвода, кажущегося бездонным…
Через эти вопросы человек выходит на религиозные ответы. Размышления о сотворенном мире, грандиозном и многообразном, приводят к пониманию о Создателе. Доверие и любовь к пророкам связаны с их праведностью, безупречной нравственностью и совершением чудес. «Этот человек не был замечен не только в подлостях, но и в мало-мальски нечестных делах. Мы знаем его как скромного, надежно- го и достойного человека. Вранье за ним не водится. И да, я доверяю ему, когда он говорит, что ангел передает ему Откровение от Бога. В этом нет ничего рационально невозможного. Я верю, что это правда. А повторить его чудо ни один критик так и не смог» — примерно такая цепочка размышлений.
Еще один очень важный вопрос – о человеке. Сделанные объекты обычно для чего-то предназначены. Дрелью просверливают отверстия в стене. Зонтом прикрываются от дождя. На автомобиле добираются до нужного места.
А человек – для чего он?
Религия ясно отвечает: для поклонения своему Творцу. Человек создан для этого. Больше ни для чего.
А что такое поклонение Богу?
Одна из возможных зрительных ассоциаций – мусульманин в состоянии земного поклона перед Аллахом. Очень четкое выражение своей покорности и смирения, вообще своего места и ничтожности перед Всевышним – кто я, а кто Он!
Да, суджда (земной поклон) – это из поклонения Всевышнему. Но служение Творцу – понятие более широкое, оно в целом охватывает убеждения и дела человека. Это проявление покорности, смирения, подчинения и признание Господства Аллаха.
Правильно поклоняющийся человек далек от гордыни и высокомерия. Это не показная вежливость. Нет, он искренне и хорошо понимает, что чваниться собственно нечем. Всё происходит только по Воле Всевышнего, и даже за свои собственные благие дела праведник благодарен Аллаху, а не стучит себя самодовольно в грудь: я, мол, красавчик!
Правильно поклоняющийся человек далек от обожания мирских сокровищ. Нет, он может владеть ими, если так сложилась судьба и не было хIарама (греха) в их приобретении. В исламе нет монашества. Но в том-то и дело, что он владеет сокровищами, а не они владеют им. Чем заполнено его сердце? К чему он готов, а что категорически исключает на пути распоряжения и приумножения этих богатств?
Такое же более чем спокойное отношение у праведника наблюдается и к имиджевым «сокровищам» (жажда славы, почестей, восхвалений). Обратные примеры: «Это же очевидно: я приятнее и красивее этой уродины; на неё парни на улице наверняка не оглядываются», «Я олимпийский чемпион, жи есть!», «Мужа, наконец, избрали академиком, пусть они теперь там не вякают!», «Какой он черствый тост произнес в мой адрес – а ведь я на его дне рождения из кожи лез, чтобы польстить этому козлу!», ««Слышали, как министр хвалил нашу дочь, вот то-то, теперь завидуйте!», «Ничего, мне тоже есть чем похвастаться: новый лимузин, новый дизайн, а номера! Таких крутых номеров даже в кортеже президента нет! На дороге никого не «чувствую», а кто мне недовольно просигналит, я того маму «вспомню»!», «Столько добивались, столько хлопотали – наконец сыну орден дали! Если не он заслужил – то кто?!»
И даже торжествующее самодовольство наедине с самим собой – «Я смог, я сделал это! Я им доказал, утер всем им нос!» — праведнику тоже чуждо. Он помнит, что не для самоутверждения он создан и допущен в этот мир. Он знает, что и «наедине» никогда не остаётся: Всезнающий Аллах всё видит и слышит.
Соблазнительному «Ведь ты этого достойна!» нет места в сердце праведника. Он(а) ясно понимает, что всё хорошее в его жизни – дар Всевышнего; какие уж тут собственные «заслуги».
Он знает: дела, успехи, достижения являются действительно добрыми, когда они полезны людям и вызваны намерением порадовать Бога. А вовсе не обслуживанием своего тщеславия и честолюбия.
Также правильно поклоняющийся человек не является пленником собственных плотских инстинктов (еда и секс). Хотя, повторюсь, что в исламе нет монашества и есть дозволенные пути питания и телесной любви.
Приобретенным вредным привычкам — алкоголь, курение, наркотики, азартные игры — также не место в его сердце и в образе жизни.
Одним из опасных испытаний для праведного человека является «общественное мнение». Тут человек борется не только со своим нафсом (эго). Он понимает, что на него могут «косо посмотреть», не «понять» («странный», «ударился в религию»), а то и ошибочно навесить ярлык экстремиста.
Дело в том, что разные (долгие или сиюминутные) тенденции общественного выбора часто не совпадают с религиозными ценностями. Банковско- процентная деятельность, музыка, скульптурное изображение людей и животных, новый год, обрастание кумирами в политике, кинематографе, шоу-бизнесе, свободное общение полов – тут ислам предписывает одно, а люди часто выбирают другое («так принято», «так сложилось», «я один что ли; все так делают»).
Это еще одна точка испытания для человека. Что он изберет как приоритет – повеление Всевышнего или массовый пример миллионов? Кстати, немало людей, которые сами не отрицают своей принадлежности к религии, но ее соблюдение сводят к отдельным вещам (праздники, похоронный ритуал, обрезание). Стараться же приводить в соответствие с исламом все свои намерения и поступки они считают затруднительным, а то и излишним.
Поклонение – это и подчинение Аллаху, а что оно в себя включает? Это совершение всех действий, которыми Он доволен, и воздержание от всего запретного. Праведник молится Богу и посещает мечеть, он ездит в хадж и дает милостыню, он поддерживает добрые отношения с соседями и готов порадовать людей самым различным образом – от улыбки до высаживания плодовых деревьев. При этом он строг (в самом себе и в окружающем мире) к порокам и слабостям – ко лжи и зависти, к клевете и злословию, к гордыне и скупости… Ко всему, что противоречит исламской религии.
А одним из ее столпов является соблюдение поста в месяц Рамадан.
Рамадан
Соблюдая пост, мусульманин исполняет предписание Всевышнего – никакого более сильного аргумента для верующего человека не существует.
При этом иногда говорят о соответствующих пользах поста.
1. Пост укрепляет «обратную связь» между Аллахом и чело- веком. Испытывая в течение поста определенную жажду, голод, воздерживаясь от участия в сплетнях, подавляя в себе зависть, желание кому- то нагрубить, удерживаясь от прочих недостойных желаний – человек всякий раз осознает, что всё это он делает исключительно ради Аллаха. Это подчеркивает общий смысл бытия верующего – жить на пути Господа, то есть все свои действия, слова и помыслы подчинять Ему.
2. Пост приучает к дисциплине, вырабатывает силу воли, СПО- СОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ. В период поста человек учится контролировать себя. Нет никаких «технических» проблем в разгар знойного дня открыть холодильник, достать бутылку холодной воды, также набрать себе еды – и вволю утолить жажду и голод. Но мусульманин не делает этого – при том, что прохладные напитки и желанные яства находятся на расстоянии «вытянутой руки». Не делает толь- ко из покорности Богу и подчиняясь Его повелению. Осмысленный пост – замечательный учитель дисциплины духа и воли на пути подчинения Аллаху.
3. Пост позволяет богатому или обеспеченному мусульманину понять тяжелое положение бедняка, его нужду, испытать на себе, что такое голод. Наиболее тяжелым испытанием пост становится в летнее время: в жару в течение 18 часов мусульманин не позволяет себе ничего: ни есть, ни пить. Но в итоге это дает ему возможность лучше понять других людей и может стать толчком для того, чтобы активнее помогать нуждающимся.
* * *
Перечитав первые части публикации, предположил, что на неё возможна различная реакция. Например, иронично-язвительная: «Ну и где такие верующие? Где эти праведники? В лучшем случае их единицы… Ну и почему вы не такие?»
Другой уровень отношения – переход от ехидной критики как бы «со стороны» к грустному сожалению: «Почему мы не такие?»
А далее – леденящее: «Почему я не такой?!»
Ведь в Судный день ответственность носит индивидуальный характер. Каждый отвечает за себя. Отговорки типа «У нас в селе даже племянник имама мечети пил водку, мог приврать и давал в долг под проценты, и я думал, что уж мне-то…» — такое порой «срабатывает» между людьми здесь или когда человек играет в поддавки с самим собой («самообман»).
Но в Судный день перед Всезнающим Богом…
Альберт Мехтиханов
В номере содержатся имена Всевышнего Аллаха, попадание которых в нечистое место по нормам ислама недопустимо.