Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан — из межнациональной семьи: его отцом был лакец Султан родом из Кулинского района Дагестана, а матерью – крымская татарка Насибе. В их семье, которая проживала в Алупке (это небольшой городок рядом с Ялтой на южном берегу Крыма), в 1920 году и родился будущий летчик-истребитель.
«Молодежка» продолжает серию публикаций о дагестанцах – участниках Великой Отечественной войны, которым было присвоено звание Героя Советского Союза. Список Героев обширен и включает более полусотни человек. Порядок публикаций привязан к хронологии присвоения звания Героя.
Окончив семь классов школы, Амет-Хан поступил в железнодорожное училище, позднее работал слесарем. Вот тогда юноша и увлекся авиацией. Летать он учился в аэроклубе, который был открыт на территории аэропорта «Заводское».
Зимой 1939 года Амет-Хан призван в ряды Красной армии. Военная служба и любовь к авиации слились воедино: он окончил 1-ю Качинскую военно-авиационную школу им. Мясникова. И в звании младшего лейтенанта был направлен в 4-й истребительный авиационный полк (в Одесском военном округе).
Это подразделение дислоцировалось в Молдавии, недалеко от Кишинева. Соответственно, с первых дней войны молодой дагестанец оказался на фронте. И уже 22 июня 1941 года совершил первые боевые вылеты – разведка и штурмовка противника на истребителе И-153.
Красная армия отступала, отходили на восток и военные летчики. Осенью 1941 года полк прикрывает небо над Ростовом-на-Дону, а уже зимой летчики осваивают английские «Харрикейны»: западные союзники снабдили СССР британскими одноместными истребителями Hawker Hurricane. Всего за годы войны в СССР было поставлено около трех тысяч «харрикейнов». Пилотом одного из них и стал Амет-Хан Султан.
«Харрикейны» обладали для того времени очень высокой скоростью – около 500 км/ч. Для сравнения: это больше, чем у японских и итальянских истребителей. Быстрее летали только немецкие «мессершмитты», но «харрикейны» превосходили их в маневренности: радиус разворота у английского самолета был меньше, чем у немецкого. К тому же «харрикейн» был прост в управлении: ни в освоении, ни в управлении у советских летчиков сложностей с ним не возникало. Но были на английскую машину и жалобы: при возгорании сгорает быстро, как спичка.
С весны 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Тогда же Амет-Хан Султан совершил свой первый таран немецкого противника: истратив весь боезапас, он пошел в прямую атаку на «Юнкерс-88». При ударе «харрикейн» застрял в немецком бомбардировщике, который загорелся и стал падать. Советский летчик выбрался из кабины и спрыгнул с парашютом. Выжившего пилота пригласили в Ярославль, где руководители города наградили его именными часами. Здесь же, на городской площади, был выставлен рухнувший «Юнкерс-88».
Интересно, что сам Амет-Хан Султан ставил себе цель в следующий раз так таранить противника, чтобы сохранить свой истребитель – атаковать немца не снизу, а сверху, разрушая его своим шасси. Об этом эпизоде в своей книге «Нормандия – Неман» упоминает французский летчик Франсуа де Жоффр.
В качестве военного летчика Амет-Хан Султан оказался непосредственным участником битвы за Сталинград.
Поддержку немцев с воздуха осуществлял 4-й воздушный флот (командующий генерал-полковник Вольфрам фон Рихтгофен), в котором было до 1200 самолетов. С советской стороны в небе сражалась 8-я воздушная армия – более 450 истребителей и около 200 бомбардировщиков (в числе воздушных участников битвы – и наш земляк).
К сентябрю 1942 года масштабное наступление немецких войск (во главе с фельдмаршалом Паулюсом) достигло Сталинграда и тяжелые бои продолжались в самом городе. Но к февралю следующего года окруженная группировка Паулюса капитулировала по итогам масштабного наступления Красной армии.
Сталинградская битва стала одной из самых кровавых в военной истории мира. Потери Красной армии составили более 478 тысяч погибших, вермахта – около 300 тысяч, союзников немцев (итальянцы, румыны, венгры, хорваты) – около 200 тысяч.
Амет-Хан Султан участвовал в Сталинградской битве на самолете Як-7Б. К этому времени он уже считается признанным асом и входит в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка.
В общей сложности он совершил здесь 96 боевых вылетов. В ходе одного из них, увидев два немецких «мессершмитта» на высоте более 4 км, Амет-Хан Султан поднялся еще выше на тысячу метров и атаковал противника. Оба «мессершмитта» были подбиты.
Всего в небе над Сталинградом и его окрестностями летчик подбил шесть немецких самолетов. По тогдашним советским установкам, звание Героя Советского Союза летчикам истребительной авиации присваивалось за десять сбитых самолетов противника. У нашего земляка их к лету 1943 года набралось уже 14 – и он получает первую «Золотую Звезду» Героя.
В ходе войны Амет-Хан Султан освоил еще один самолет из партии, полученной от западных союзников, – «Аэрокобра». Американский истребитель «Bell P-39 Airacobra» отличался необычной для своего времени конструкцией: двигатель располагался сзади кабины пилота. Это позволило в передней части фюзеляжа установить очень мощную авиационную пушку M4 с боезапасом в 30 снарядов. Самолет был очень маневренным, но неустойчивым: неопытные летчики нередко срывались на его борту в штопор. За штурвалом этого американского истребителя Амет-Хан Султан участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма.
Во время отпуска в родных краях летчик стал очевидцем депортации крымско-татарского народа: 18–20 мая 1944 года были выселены более 183 тысяч человек. Семья самого Амет-Хана депортирована не была в связи с национальностью его отца.
В полк Амет-Хан вернулся замкнутым и молчаливым. Но он продолжал сражаться с немцами – и в Восточной Пруссии (в боях за Кёнигсберг он совершает 5–6 вылетов ежедневно), и в небе над Берлином: здесь 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф» он сбил истребитель «Фокке-Вульф 190».
В конце войны он поразил командование и своих однополчан: не покинул кабину истребителя после того, как в двигатель угодила немецкая зенитка, долетел до аэродрома и посадил самолет.
В другом бою снарядом разбило бронестекло в кабине, но летчик с осколками в теле и с окровавленным лицом опять же вернулся на аэродром и посадил машину.
Во второй половине войны для получения звания Героя требовалось сбить уже 15 самолетов противника, но к тому времени Амет-Хан Султан сбил таковых уже 30. Всего он провел 603 боевых вылета и 150 воздушных боев.
Второй «Золотой Звездой» Героя Советского Союза летчик был награжден вскоре после окончания войны.
С 1947 года Амет-Хан Султан — летчик-испытатель Летно-исследовательского института в Жуковском. Именно он совместно с испытателем Шелестом проводит первую в стране автоматическую дозаправку в воздухе (на самолете Ту-2 в 1949 году).
Среди других испытаний – истребитель-перехватчик И-320, самолет-снаряд КС, системы катапультирования на Су-7 и Су-9 и т. д.
Во второй половине 1950-х годов депортированные народы СССР начали возвращаться на свои родные земли. Однако крымские татары оставались исключением. Неоднократно Амет-Хан Султан обращался к советским властям с призывом позволить людям вернуться в свои дома. Он подписывал как коллективные письма, так и писал свои, в одном из которых использует жесткие формулировки: «Народ мой унижен, оскорблен тем, что безвинно, без нужды и основания выслан из родного края. Верните его в родной край — Крым. У народа отнято равноправие. Восстановите это равноправие, верните его в монолитную дружественную семью народов СССР как равноправный народ».
Возвращаться на родину крымские татары стали только в период перестройки, во второй половине 1980-х годов. Не получив своих домов, они отстраивались заново.
В 1961 году Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». За время летной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов.
Летчик погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. После отрыва закрылков самолет начал разрушаться, взорвался в воздухе и упал в болото; все члены экипажа погибли.
* * *
Именем Амет-Хана Султана названы улицы в Алупке (Крым), Волгограде, в городах Дагестана, аэропорт Махачкалы, лицей-школа № 8 г. Каспийска, школа № 27 г. Махачкалы и школа села Новокули. В Алупке функционирует музей Героя.
Альберт Мехтиханов
Читайте также:
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Валентин Эмиров
Дагестанцы – Герои Советского Союза. Магомед Гаджиев
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta