Первый в истории Балхара, в истории Акушинского района, в истории всего Дагестана фестиваль народных промыслов прошел 7—8 августа в известном на всю Россию центре по производству изделий из глины — ауле Балхар.
Ничто — ни сюрпризы неустойчивой и дождливой погоды, ни отмена по той или иной причине некоторых из запланированных мероприятий фестиваля — не помешало создать атмосферу праздника и провести его ярко и интересно.
Но предшествовали этому дни и месяцы кропотливой подготовки. Днем собирался небольшой оргкомитет фестиваля для обсуждения того, что уже сделано и того, что сделать предстоит. Идеей этого фестиваля буквально заразил нас всех Расул Каландаров, кандидат экономических наук, предприниматель из Новосибирска, балхарец, руководитель группы компаний «Калибр», бизнес которой распространяется на шесть регионов России. Глава селения Балхар Абдулжалил Абакаров, народный мастер Фатима Гаммадова готовили программу фестиваля, приглашали на него участников. А ночами авторы опять же первого в истории Балхара полноценного альбома о промысле древнего аула работали над книгой, оттачивая текст альбома, исправляя досадные опечатки, выбирая иллюстрации к ее разделам.
Селение Балхар
Гости фестиваля начали съезжаться в пятницу, 7 августа. В этот день они имели возможность осмотреть цех керамики, работой которого ведает член Союза художников России Абакар Газимагомедов. Кувшины разных размеров, фигурки людей и животных, обжиг которых завершился перед началом фестиваля, играли цветами от терракотового до черного, так как обжиг всегда происходит неравномерно. Лизнет пламя один бок кувшина в печи, он и поменяет свой цвет.
Так называемый ангобный орнамент на изделиях балхарских мастериц представляет собой причудливый узор, нанесенный специальной кистью на готовое изделие глиной белого или красного цвета. Узоры не изменились с древних времен, когда люди вкладывали в них определенный смысл, ныне утерянный. Разнообразие украшенных причудливыми орнаментами глиняных изделий никого не могло оставить равнодушным.
Кроме того, многие гости фестиваля побывали в доме-музее народного артиста сразу трех республик СССР Качу Гаммадова, создателя этнографического ансамбля «Балхар», артисты которого объездили много стран, приняли участие в множестве концертов и фестивалей, с которых не возвращались без призов и дипломов.
Дом-музей Качу Гаммадова является и гостевым домом для туристов, желающих побывать в древнем ауле мастеров. Как рассказал председатель Комитета Республики Дагестан по туризму, предполагается создание туристического маршрута Махачкала — центры народных промыслов. Узловой точкой маршрута станет аул Балхар, находящийся на достаточно близком расстоянии от других признанных центров декоративно-прикладного искусства — Кубачи, Гоцатля и Унцукуля.
На центральной площади Балхара до поздней ночи продолжалось гулянье молодежи села. Танцевальная музыка и звонкие песни звучали почти до утра. Но они не мешали спать усталым гостям фестиваля, которые разместились в домах балхарцев. Хозяева фестиваля ни одного человека, приехавшего на праздник, не оставили без ужина и ночлега.
Подготовка к празднику продолжалась и ночью. Достраивались павильоны для концерта и выставок изделий народных промыслов Дагестана, делались последние приготовления к фестивалю.
Выставка изделий народных промыслов
Утром на возвышении перед аулом Балхар, откуда открывается прекрасная панорама самого села и горы за ним, стояли павильоны — большие для проведения концерта и других мероприятий, и маленькие для выставки изделий народных промыслов Дагестана.
А представителей промыслов Дагестана приехало немало: гоцатлинцы привезли серебряные вазы, кинжалы и женские украшения с чернью; мастера из Унцукуля представили вазы, трости и другие аксессуары из дерева, инкрустированного латунным узором. Унцукульская мастерица проводила для всех желающих мастер-класс насечки на дереве.
Художник и певица Жанна Курбанова показала свои так называемые «вязаные» картины, сделанные по разным сюжетам, в том числе на основе фотографий Камиля Чутуева. Мастера из селения Гапшима Акушинского района, соседи балхарцев, приехали с образцами кайтагской вышивки с очень интересным орнаментом.
Среди балхарцев, выставивших свою продукцию, были не только гончары — мастерицы, которые вышивают разнообразные изделия, а также известные ювелиры Магомедгаджи и Загидин Магомедгаджиевы. Ваза «Золотая осень», шахматные фигурки из серебра, женские украшения из драгоценных металлов украсили выставку народных промыслов Дагестана. Фарфоровые куклы Сакинат Курбановой, одетые в праздничные балхарские и агульские одеяния, привлекали взгляды всех посетителей выставки.
К сожалению и моему стыду, на фестиваль не приехали мастера из аула Кубачи. Не было также гончаров из Сулевкента, которые обещали показать балхарцам свои новые изделия и даже провести мастер-класс гончарного дела.
Выставка-продажа изделий народных промыслов Дагестана продолжалась весь день.
Открытие фестиваля и круглый стол
На праздник в Балхар приехали министр по национальной политике республики Татьяна Гамалей, глава Акушинского района Ахмед Магарамов, депутат Народного Собрания Омаргаджи Алиев, директор музея-заповедника «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова, председатель Комитета по туризму Дагестана Виталий Демченко, представители нескольких районов Дагестана.
Ведущий мероприятия Абдулжалил Абакаров сумел организовать выступления в церемонии открытия таким образом, чтобы они были краткими, емкими и яркими. Открытие фестиваля и все его другие мероприятия отличали от других мероприятий в селах Дагестана простота и отсутствие излишней официальности в проведении мероприятий.
На круглом столе, посвященном вопросам сохранения и возрождения народных художественных промыслов Республики Дагестан, председатель Комитета по туризму Виталий Демченко отметил важность проведения мероприятий по сохранению ремесел, национальной культуры и быта горцев. «Гостевые дома, которые сейчас открывают в муниципалитетах республики, будут интересны не только туристам, въезжающим из-за пределов Дагестана, но и самим жителям республики. В планах комитета организовать сквозной маршрут по всем гостевым домам республики», — сообщил Демченко.
Участники круглого стола говорили о том, что народные промыслы являются своеобразной визитной карточкой Дагестана, особым брендом республики. И развитие промыслов, которые могут стать частью приоритетных проектов развития Республики Дагестан, является очень важной задачей для всех дагестанцев.
Расул Каландаров сообщил о своих планах по развитию балхарского и других промыслов Дагестана. «Серия книг «Народные промыслы Дагестана», выпускаемая издательским домом «МавраевЪ», которая открылась книгой Жемилат Ибрагимовой, Саида Ниналалова и Бикрузи Сулейманова «Балхар — аул гончаров», будет продолжена. Кроме того, я планирую открывать в городах-миллионниках России магазины для торговли изделиями дагестанских умельцев», — подытожил Расул Каландаров.
Было решено продолжить обсуждение проблем народных промыслов Дагестана в Махачкале на отдельном круглом столе, а также запланировать на следующий год проведение научно-практической конференции с привлечением всех сторон, так или иначе связанных с народными промыслами Дагестана и заинтересованных в их развитии.
Завершился круглый стол подписанием инвестиционного соглашения, согласно которому Расул Каландаров начинает строительство центра народной традиционной культуры в Балхаре. Это будет здание с большим светлым залом, на двух этажах будут располагаться кабинеты и производственные помещения — для керамики и ювелирного дела.
Концертная программа
Гости балхарского фестиваля были приглашены к столам пообедать блюдами традиционной национальной кухни балхарцев. Во время обеда, несмотря на усилившийся дождь, начался концерт с участием коллективов творческой самодеятельности и исполнителей народных песен Акушинского и шести районов республики, артистов Лакского государственного театра. Звучали народные песни, были представлены хореографические постановки, игра на национальных музыкальных инструментах Дагестана.
Известные фольклорные ансамбли «Кази-Кумух» и «Бартук» представили танец дружбы и традиционные лакские танцы. Зрители выходили танцевать в общий круг наравне с артистами.
И конечно, в концертной программе приняли участие танцовщицы этнографического ансамбля «Балхар». Девушки в ярких традиционных балхарских костюмах исполнили старинный национальный танец.
Несмотря на то что дождь то прекращался, то усиливался вновь, гости фестиваля не расходились. Кто смотрел концерт, кто еще и еще раз обходил выставочные павильоны в поисках глиняных кувшинов, игрушек или унцукульских изделий.
В дни фестиваля население Балхара увеличилось почти вдвое — не только за счет гостей фестиваля, но и за счет балхарцев — жителей Махачкалы или других городов, приехавших в родной аул, чтобы принять участие в фестивале. Как сказал Расул Каландаров, «если в течение фестиваля какой-нибудь парень увидит девушку и они понравятся друг другу, то одна из задач фестиваля будет решена».
Балхарский фестиваль народных промыслов, который прошел без государственного финансирования и без государственной поддержки, на средства Расула Каландарова, показал всем, что возрождение древних промыслов — вполне реальная задача, она по плечу таким энтузиастам и патриотам своей малой Родины, как Расул Каландаров. Возможно, что другой аул мастеров — Кубачи или Унцукуль — организует у себя аналогичный фестиваль.
Через два года будет проведен следующий фестиваль народных промыслов в Балхаре, но уже в новом здании центра традиционной культуры, где никакой дождь не помешает провести праздник. И к этому празднику будет подготовлена еще одна книга-альбом с рабочим названием «Балхарская энциклопедия».
Саид Ниналалов