Профессор юриспруденции Дамасского университета, высшего Института правовых наук в г. Дубай, Исламского университета в г. Шарджа, автор более 60 книг по исламской юриспруденции и шариатским наукам Мухаммад Мустафа Аз-Зухайли размышляет о разногласиях между мусульманами.
* * *
Что касается основ – общих понятий и обязательств в исламе, – то все мусульмане из числа прежних, последующих и нынешних поколений единогласны в них. А разногласия есть во второстепенных вопросах, которые не имеют особого значения.
Например, если совершать молитву и выплачивать закят в соответствии с мазхабами имамов аш-Шафии, Абу Ханифы, Малика, Ахмада, то нет в этом запрета. В наших странах мы видим тех, кто совершает молитву по мазхабу аш-Шафии, некоторые – по школе Абу Ханифы, третьи – по мазхабу Малика, четвертые – по мазхабу Ахмада. Но они совершают одну молитву, за исключением мелких разночтений, которые не влияют на правильность молитвы и не разделяют общину.
Значит, мы обязаны разъяснить людям разницу между основами и второстепенными вопросами. Также необходимо разъяснить разногласия в обязательствах, которые приводят к неверию, упаси Аллах.
В исламе все убеждения и мазхабы едины, ислам – это единая истинная религия, а разногласия есть только во второстепенных вопросах. Мы должны обучать молодежь и народ в пятничных проповедях, в лекциях и собраниях разнице между основами и второстепенными вопросами, чтобы люди были едины в основополагающих вопросах, чтобы оправдывали и прощали друг друга в разногласиях по второстепенным вопросам.
Ведь разногласия во второстепенных вопросах доходят до миллионов, в одной молитве есть более ста разногласий во второстепенных вопросах между двумя мазхабами. Однако имам один, молитва одна, коллектив один – и нет проблем.
Также, если есть разногласия между мечетями, университетами, институтами, то нужно предупреждать и увещевать, как это делали наши ученые, без фанатизма и чрезмерности, будь то в вопросах юриспруденции или другой области. Например, так: «Это мое мнение, но я готов принять и другое мнение». Ученые говорили: «Правильное для меня мнение, возможно, ошибочно, а его ошибочное мнение, возможно, правильное». Так они уважали друг друга.
Приведем пример имамов мазхабов. У них были разногласия между собой, но они любили друг друга очень сильной любовью, которую невозможно сравнить с какой-либо другой. Например, имам аш-Шафии был учеником имама Малика. Аш-Шафии говорил: «В понимании религии люди, по сравнению с Абу Ханифой, подобны маленьким детям».
Мы обязаны следовать за этими учеными, имамами, а не за фанатиками, которые ведут общину к разделению и вражде.
Наивеличайшее завещание в этом мире, в частности, молодежи Дагестана – это быть набожными и придерживаться своей религии. В этом заключается завещание богобоязненности. Как сказано в Коране: «Бойтесь Аллаха и не умирайте, кроме как будучи подчиненными Аллаху». Я завещаю молодежи на этой благословенной земле придерживаться религии Аллаха, объединяться вокруг алимов, искать знания, держаться своих предводителей и не отдаляться от ученых.
* * *
В номере содержится упоминание Имени Всевышнего Аллаха, перевод текста из Священного Корана, попадание которых в нечистое место по нормам ислама не допускается.