Известный исламский ученый Шейх Абу Адам ан-Наруиджи разъясняет, как в простых и доступных выражениях рассказывать детям об истинности ислама. Мы приводим в изложении систему его доводов с некоторыми сокращениями.
Людей много, и далеко не все они исповедуют истинность ислама. Мы должны посмотреть, во что они верят, и разделить их на группы. Так мы сможем решить, что с этими группами не так.
Сначала посмотрим, что они думают о Боге.
1. Если мы возьмем всех людей в мире, то выяснится, что они либо верят в Бога, либо нет.
Некоторые верят, что Бога нет. Таких людей называют атеистами. Они не согласны, что миру нужен тот, кто раскрасил бы его и придал ему форму.
Если ты покажешь атеисту рисунок, на котором изображен ослик, атеист скажет, что кто-то нарисовал ослика. Он будет уверен в том, что кто-то нарисовал ослика и раскрасил его. Он посмеется над тобой, если ты скажешь, что никто его не рисовал или что ручка и бумага сами сделали рисунок.
Но если контур и цвет простой картинки не могут появиться без художника, как же они верят в то, что все вещи вокруг нас, тоже раскрашенные и имеющие форму, как и ослик на рисунке, сами придали себе форму и сами себя раскрасили? Это еще неразумнее, чем сказать, что рисунок никем не нарисован, потому что многие вещи вокруг нас куда более удивительны, чем простой рисунок. Например, ребенок в животе у матери зарождается из капли жидкости. Потом жидкость становится сгустком крови, потом — кусочком мяса, а потом начинает приобретать форму человека, с кожей, руками, ногами, животом, кишечником, кровеносными сосудами, с сердцем, которое бьется и доставляет кровь ко всем частям тела, с кровью, в которой есть всё, что нужно разным органам, и со многим другим.
Если простой рисунок ослика не может появиться без художника, который бы его нарисовал и раскрасил, как же они могут утверждать, что человеку не нужен создатель?
Для детей, с которыми спорят атеисты (или вы боитесь, что скоро они с ними будут спорить), можно добавить следующее: «Иногда атеисты говорят: «Но мы видели, что ослика нарисовал художник, и никогда не видели создателя людей». Это ложь, потому что атеисты не видели художника, который нарисовал всех осликов. Им достаточно увидеть любой, даже без подписи, рисунок, чтобы считать: и этого ослика нарисовал художник.
Это означает, что атеисты верят, что форма и цвет рисунка требуют, чтобы был художник, даже если они его не видели. Это значит, что они должны признать, что куда более удивительные вещи, например, человек, тоже нуждаются в создателе».
Итак, Создатель точно существует.
2. Перейдем к группе людей, которые считают, что Создатель существует. Нам нужно снова разделить их на группы, чтобы понять, кто прав, а кто — нет.
Те, кто верит, что создатель есть, либо говорят, что создатель только один, либо говорят, что их несколько.
Создатель может быть только один, потому что, если бы их было два и они бы захотели создать человека, им нужно было бы договориться насчет формы. Если бы они были не согласны друг с другом, то это означает, что тот из них, который не получил того, что хотел, — слабый. Значит, он не бог, потому что бог не может быть слабым.
Если же они всегда соглашались друг с другом, то это означает, что они оба слабые, потому что им нужно друг с другом соглашаться, а нужда в чем-то — это слабость.
Итак, Создатель точно Один.
3. Мы остались с той группой, которая говорит, что Бог есть и Он Один. Теперь нужно поделить и их на группы, чтобы увидеть, кто прав, а кто — нет.
Люди, которые говорят, что Бог Один, либо считают, что Он имеет форму, либо нет.
Те, кто говорит, что Он имеет форму, — очень неправы. Я думаю, ты можешь понять, почему. Вспомни, что мы сказали о рисунке с осликом. Мы сказали, что ослику нужен художник, чтобы его нарисовать. Любая вещь, которая имеет форму, нуждается в том, кто бы придал ей форму. Когда говорят, что Бог имеет форму, они говорят, что Ему нужен создатель. Это означает, что Он был бы созданием, а не Создателем.
Мусульмане не согласны с теми, кто считает: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».
Как ты знаешь, образ — это форма. Мусульмане не верят, что у Аллаха есть форма, так что Он не нуждается в создателе. Как ты видишь, только у мусульман вера не расходится с логикой.
Итак, Создатель не имеет формы.
Еще нужно понимать, что человек, рисующий осликов, не создает рисунки. Потому что человек — слабый. Его создал Аллах, и все движения его тела — это новые формы.
Даже когда мизинчик движется, человек от этого приобретает новую форму. Он не смог бы пошевелить мизинцем, если бы Аллах не создал эту новую форму. Это означает, что рисунок, который человек нарисовал, был создан Аллахом, а художник просто совершал движения, которые создавал Аллах. Да, это правда, обычно ты можешь шевелить мизинцем, когда хочешь, но это не значит, что ты сам создаешь это движение. Если ты подумаешь, то поймешь, что не знаешь, как пошевелил пальцем. Ты не знаешь, какая мышца работает, не знаешь, как ты заставляешь эту мышцу работать.
В твоем теле происходит много всего, когда ты шевелишь пальцем, и ты не контролируешь эти вещи, например, то, как миллионы частей каждой мышцы сокращаются, как твой мозг посылает электричество, чтобы заставить их работать, и многое другое. Это говорит о том, что Аллах контролирует все эти вещи, а не ты, так что это Аллах создает твое движение, а не ты.
Предыдущие три абзаца – для детей, которым нужно подобное пояснение. Оно важное, если они готовы его понять. Имейте в виду: не надо недооценивать интеллект ваших детей. Я лично объяснил трех- и четырехлетним детям, что Аллах существует, не занимая место.
Для детей с еще более развитым интеллектом можно добавить к последнему абзацу: «Ты можешь это понять, потому что ты знаешь, что все формы нуждаются в создателе. Когда мышца сокращается, это означает, что она становится короче, то есть это другая форма. Даже с электричеством в организме – и с ним дело обстоит точно так же, потому что оно течет по пути от мозга к мышце, а путь – это форма. Все эти формы созданы Аллахом, так что это Аллах создает твои движения».
* * *
Шейх Абу Адам ан-Наруиджи принял ислам в 1992-м году (в Китае). Затем он учился и получил иджазы по различным книгам ханафитского мазхаба и ашаритской акыды у различных шейхов Дамаска и Кувейта. Среди его учителей: шейх Мухаммад Тахир аль-Афгани, шейх Мустафа Чебаро, шейх Имад Нахляви.