Вот уже прошло чуть больше года, как мы с мужем являемся жителями города Белгорода. Мы долго шли к решению уехать из Дагестана, но это случилось после того, как оба стали пенсионерами и лишились работы. С одной стороны, друзья давно звали.
А еще мы больше 10 лет ездили сюда в отпуск и видели, как хорошеет город. Здесь, по сравнению с Махачкалой, очень спокойно и, можно сказать, кипит культурная жизнь. В местном театре обширная программа, да и другие театры с гастролями часто бывают. Не забывают Белгород и артисты эстрады.
Облик города за 10 лет изменился до неузнаваемости. Об этом можно говорить долго. Но я о другом. Меня заинтересовали памятники. Белгород – город Воинской славы, поэтому на улицах и в парках можно встретить памятники маршалам Жукову, Коневу, белгородцам – Героям СССР и РФ. Есть памятники уроженцам города и области: актеру М. Щепкину, композитору С. Дегтярёву, художнику С. Косенкову, писателю Н. Чернышевскому.
Есть и необычные памятники. И по их части, вернее, их количеству меня Белгород восхищает, причем с каждым годом их становится все больше. В первый наш приезд мне показали памятник «гаишнику». Его фигура из бронзы, а рядом — настоящий мотоцикл с коляской. С этим памятником связано несколько легенд. По одной из них, он остановил и оштрафовал за нарушение правил собственную тещу, по другой — сам себе выписал штраф. А что действительно имеет место, так это то, что у него периодически исчезают настоящие милицейские свисток и жезл.
Не менее впечатляют памятники в парках и скверах, которые издалека, скажем прямо, не создают впечатления чего-то торжественного. И только подойдя ближе, понимаешь, что это памятник. Таковы, например: вяжущая старушка или дворник с метлой, стоящий под старинным фонарем, а рядом с ним — кот, учительница, что-то объясняющая девочке, сидящей за партой. Они какие-то домашние, уютные, если, конечно, можно применить эти слова к бронзовым скульптурам, да и расположены они как-то по-простому, что ли. Ты можешь сесть на скамейку рядом с бабушкой и вспомнить своих родных, а рядом с ученицей — школу и тех, с кем учился. И в отношении этих памятников уже появились определенные традиции. Так, возле вяжущей старушки фотографируются молодожены, причем девушка должна погладить руку старушки, чтобы в семье было счастье. А у памятника дворнику с котом нужно погладить голову кота — это к исполнению желаний.
В одном из городских парков появилась оригинальная скульптурная группа — «Фотографирующаяся семья». Это — папа, мама и трое детей, расположившихся перед старинным фотоаппаратом на треноге. Скульптурная группа сделана так естественно и натурально, что о том, что это памятник, догадываешься, подойдя достаточно близко. Эта скульптурная группа сразу же полюбилась горожанам, здесь всегда очень много желающих сфотографироваться с ними, в основном, конечно же, дети.
На выезде из Белгорода появился памятник, как бы символизирующий одну из сельхозотраслей области, — громадное, диаметром почти полтора метра, яблоко. Причем сделано оно так натурально, что у всех проезжающих наверняка появляется желание его попробовать. А недавно возле одной из птицефабрик появился памятник «Яйцо» высотой 3 м.
В Белгороде действует несколько вузов, как следствие — возле университета были открыты памятники «Гранит науки» и «Слеза декана», а в одном из парков – «Человек читающий» и «Русское слово».
Можно также назвать памятники: «Каменотес», «Строитель», «Стройот-рядам», «Студенчество», «Кинолог Ф. С. Хихлушка с собакой», «Краевед с собакой», «Есенин с собакой Джимом», «Кинопроектор КПТ-2», «Волейболисты», «Гимнастка», «Солнечные часы». И у каждого своя история.
У читателя может возникнуть вопрос, почему автор пишет о памятниках обычных и не совсем, увиденных в городе Белгороде. После таких поездок начинаешь думать: а что, если дагестанские города украсить незатейливыми памятниками или скульптурами? Неужели у нас нет интересных исторических, литературных персонажей, скажем, тот же Шими Дербенди. Можно, конечно, вспомнить скульптуру «Девочки» Анатолия Ягудаева на улице Горького, но ее украли на металлолом. У нас республика имеет животноводческое направление, а почему нельзя как-то отразить работу тружеников этой отрасли, которым приходится два раза в год совершать перегон скота? Да и златокузнецы Дагестана в почете. Конечно же, если подумать, то тем можно много найти, было бы желание и средства.
Наталья Табунщикова