«Что это?» — спросил меня племянник, увидев изображенное на картинке строение на воде. Я задумалась, но так и не смогла дать определенного ответа ребенку. Начала искать в источниках разного типа информацию об этом объекте и, к моему удивлению, узнала, что он находился в море, неподалёку от Каспийска.
Этим «строением на воде» оказалась Испытательная и сборочная станция для сверхмощных изделий. Она сооружена для испытания торпед и другого оружия, которое производилось и выпускалось на заводе №182 (в дальнейшем переименованный в ОАО «Дагдизель»). Это единственный и уникальный цех на воде в России.
Почему же он на воде? Оказывается, строительство цеха началось в 1934 — 1939 годах, и в это предвоенное время разработчики оружия и ученые старались сохранить его в секрете от иностранных разведчиков. Но стало известно, что в Германии, в городе Нойбраденбурге, был торпедный завод, полностью аналогичный нашему №182 (Дагдизель), в котором пристрелочная станция — почти копия нашего 8-го цеха. Поскольку немцы построили этот объект на 5 лет позже Советского Союза, есть основание подозревать активную работу разведчиков. В годы войны немецкие войска были остановлены у Грозного, так и не добравшись до Махачкалы. При этом самолеты врага бомбили цех на воде, зная о его существовании.
Глядя на него, задаёшься вопросом, как советские инженеры и строители смогли организовать возведение столь масштабного объекта, ведь цех был девятиэтажный, из которых три этажа – под водой?! Рассказывают, что фундамент был изготовлен на берегу, а потом доставлен к месту строительства. Толщина стен – 1,5 м, что говорит о прочности строения. Они по сей день выдерживают даже самые сильные штормы.
Естественно, после такой истории остаться равнодушным к цеху №8 не получилось, любопытство посмотреть его вблизи и изнутри, пощупать всё своими руками взяло верх, и дня через два я в компании друзей была готова покорить его. «Штурм» осложнялся тем, что он находится в трех километрах от берега. Несмотря на это, мы, воспользовавшись катамараном, уже через час с небольшим подплыли к нашей цели.
Попав в цех, мы почувствовали себя в далеком прошлом. Воображение рисовало картины того, как здесь жили, работали, спали и проводили своё свободное время работники. Годы и волны обмыли здание до глубоких дыр в фундаменте. Обойдя только три этажа, мы нашли обломки кроватей, раковин и прочие предметы быта. В одной из комнат обнаружили огромные чугунные котлы, скорее всего, это и была котельная. К нашему удивлению, нашли и старые алюминиевые провода, что свидетельствовало о наличии в здании электричества. К сожалению, на вышку мы так и не попали, поскольку металлические лестницы давно прогнили, а нижние этажи затопило водой.
Фактически это место является историческим памятником, и жаль, что оно не поддерживается если не в рабочем (нужном для оборонки) состоянии, то хотя бы как туристический и военно-исторический объект. Он бы смог привлечь к себе внимание и как музей, и как станция для научных исследований Каспийского моря, и даже как развлекательный комплекс для съёмок телешоу… Аналогов этому цеху нет во всей стране, но мы, по своей халатности, абсолютно не задумываемся о том, что оставим нашим потомкам. Жаль, если этот цех, уже давно ставший узнаваемым символом Каспийска, разрушится и сгинет в морской пучине…
Варвара Касимова