Напомним, что недавно в Дагестане побывали с визитом всемирно известные исламские ученые: Мухаммад Мустафа аз-Зухайли – доктор шариатских наук, профессор; Усман Умар Мухаммад – доктор шариатских наук, проповедник Департамента по вопросам ислама и гуманитарной деятельности г. Дубаи ОАЭ; Мухаммад Махмуд Ахмад Хашим – проректор университета «Аль-Азхар»; Усман Ахмад Абдурахим – доктор наук в области изучения Корана, советник министра вакуфов и исламских дел Кувейта.
Программа пребывания исламских ученых в Дагестане была очень насыщенной и включала в себя круглые столы, встречи со студентами и проповеди-выступления в мечетях, посещение исторических мест и зияратов, других достопримечательностей. Были прочитаны лекции на актуальные темы, в частности: «Акида (Вероубеждение)»; «Мазхабы»; «О необоснованных фетвах»; «Джихад».
В ходе визита состоялась конференция «Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные формы и методы».
Мероприятие открыл имам Центральной джума-мечети г. Махачкалы М. Саадуев. Первым он предоставил слово первому заместителю муфтия РД А. Кахаеву, который поприветствовал всех участников от имени муфтия Ахмада-хаджи Абдулаева.
Затем слово было предоставлено проректору университета «Аль-Азхар» шейху Мухаммаду Махмуду Ахмаду Хашиму. Он поблагодарил руководство республики и Муфтият РД за приглашение и теплый прием, а также своих коллег-ученых, решивших принять участие в столь важной конференции.
«Ислам – религия, посланная для всех народов и несущая мир. Для вынесения фетвы необходим целый ряд условий. Фетвы должны разъяснять верующим те или иные вопросы религии. Поэтому мы обращаемся к тем, кто выносит фетвы, не забывать об огромной ответственности, которая ложится на них, а также иметь в виду все последствия их решений», – сказал Мухаммад Хашим.
Далее слово было предоставлено шейху Мухаммаду Мустафе аз-Зухайли, который, в частности, сказал:
«Дорогие братья, прошу Аллаха, чтобы Он сделал эту конференцию благодатной для вас. И прежде всего хочу передать приветствие Республике Дагестан, государству, народу и ученым республики на этой благословенной встрече с богословами, которые являются наследниками пророков, мир им. Уважаемые братья! До того, как я прибыл в Дагестан накануне вечером, я узнал, что сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, дошли до этих земель и что ислам распространился на территории Дагестана еще со времен праведных халифов. Это повод для величия и гордости. И поэтому мы сейчас стараемся преодолеть путь из Египта, Сирии и других арабских стран, чтобы встретиться с вами и оживить сунну сподвижников, которые были ниспосланы Всевышним на эту благодатную землю.
Уважаемые братья! Сейчас мы расскажем о том, что связано с исламским призывом, который мы все обязаны проводить, ибо это функция алимов всех времен. Всевышний Аллах возвеличил людей, отправив к ним пророков, мир им, которые призывали их к поклонению Всевышнему Аллаху и к единобожию. И это продолжалось до тех пор, пока не пришел Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, печать всех пророков, мир им, который взял на себя эту священную функцию призыва к единобожию, вследствие чего ислам распространился во всем мире.
Исламское вероубеждение – это основа этики и законодательства. Это вероубеждение легкое и ясное, потому что ислам отличается ясностью в вероубеждении. В этом и заключается успех распространения ислама во всем мире, и люди с удовольствием принимают его в Африке, Европе, Америке и других странах. Исламская акида ограничивается нормами, которые можно перечислить на пальцах одной руки. Это вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, Его посланников, мир им, в Судный день и предопределение судьбы, будь она хорошей или плохой. Это вся наша акида. Основой этой акиды является вера в Аллаха, поэтому посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скажет искренне: нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха – войдет в Рай» (аль-Бухари, Муслим). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также говорил: лучшие слова, которые были произнесены мною и теми пророками, мир им, которые были до меня, это – «Ла илахаиллаЛлах» (Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха)».
Состоялись и другие выступления.
В заключение конференции шейх Усман Ахмад Абдурахим зачитал Резолюцию конференции.
ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ
Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том!
Хвала Аллаху – Господу миров!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, его семейство, его сподвижников!
И затем!
По благочестивому приглашению уважаемого муфтия Республики Дагестан, шейха Абдулаева Ахмада-хаджи, и при поддержке Правительства Республики Дагестан в г. Махачкале в четверг месяца зуль-каида 1436 года от переселения пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, состоялась международная богословская конференция «Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные формы и методы».
В работе конференции приняла участие авторитетная в исламском мире группа ученых-богословов во главе с досточтимым шейхом, доктором Мухаммадом Махмудом Ахмадом Хашимом — проректором университета «Аль-Азхар»; шейхом, доктором Мухаммадом Мустафой аз-Зухайли; шейхом, доктором Усманом Умаром Мухаммадом; шейхом, доктором Усманом Ахмадом Абдурахимом.
Конференция открылась чтением аятов из Священного Корана.
От имени гостей и участников международной богословской конференции выступил досточтимый шейх, доктор Мухаммад Хашим. В своем выступлении он поблагодарил руководство и народ Республики Дагестан за теплый прием и братское гостеприимство, пожелал конференции успехов в работе, а также безопасности, стабильности и спокойствия дагестанскому народу.
Далее конференция продолжила свою работу. Состоялось обсуждение насущных вопросов современности в мусульманской умме: вынесение фетвы, правил, условий и проблем ее вынесения; понятия и проблем в понимании слова «джихад»; порядка шариатского решения вопросов, связанных с террористическими актами; вопросов «Ахлю сунна валь-джамаа», понятия слов «Ахлю сунна валь-джамаа», убеждения и реальности, вопросов следования мазхабам и «иджтихаду», шариатского решения следования мазхабам и его условия.
По итогам обсуждения участники международной богословской конференции «Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные формы и методы» пришли к следующему:
1. Воистину мусульмане – единая умма, осуществляют свои обязательства и взаимоотношения вне зависимости от цвета кожи, национальности и страны.
2. Взаимопомощь между мусульманами должна осуществляться на основе аята из Священного Корана, как сказал Всевышний Аллах: «Помогайте друг другу в добре и богобоязненности».
3. Правом всех братьев по вере являются любовь, поддержка друг друга, хорошее мнение, бережное отношение к имуществу, чести и родине.
4. Не разрешается по шариату выносить фетву людям не подготовленным, как это обусловили ученые.
5. Вынесение фетв, связанных с судьбами народов, стабильностью и спокойствием среди народов, с имуществом и честью должно осуществляться советами ученых, признанными в исламском мире.
6. Фетвы отличаются по времени, месту, намерениям, устоявшимся понятиям, традициям: то, что подходит для одних, может не подходить для других.
7. Джихад – это шариатское решение, для ведения которого должны быть соблюдены все условия и столпы, которые установлены шариатскими нормами.
8. Джихад – широкое понятие, не ограничиваемое только ведением военных действий. Он охватывает все стороны стараний и усилий для распространения ислама цивилизованным путем.
9. Не разрешается объявление джихада и проливание крови отдельными лицами, поскольку это прерогатива целых народов и их правителей.
10. «Ахлю сунна валь-джамаа» – это община мусульман из «ахлюкибла».
11. Ограничение понятия слов «Ахлю сунна валь-джамаа» школами хадиса и выдающими себя за салафитов – явная несправедливость и противоречие тому, что единогласно утвердилось в исламской умме.
12. Следование за мазхабом – это научный подход, считаемый алимами правильным, по которому следовала умма с тех пор, как распространились признанные действительными мазхабы.
13. Ученые уммы пришли к единому мнению использовать слово «саляф» только на первые три века по исламскому летоисчислению.
14. У понятия «иджтихад» есть свои рамки и условия. В ком эти условия отсутствуют, тому не разрешается вести «иджтихад».
И в завершение участники международной богословской конференции «Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные формы и методы» выражают свое признание и благодарность руководству и народу Дагестана за теплый прием, достойные нравы и организацию хороших условий для работы конференции. Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он ниспослал свои блага народу Дагестана, обеспечив его еще большей безопасностью и спокойствием.
Подготовил
Хамзат ХАМЗАТОВ
В номере содержатся упоминание Имени Всевышнего Аллаха, имени пророка Мухаммада (мир ему и милость Аллаха), а также священные тексты, попадание которых в нечистое место по нормам ислама не допускается.





