Сегодня мы в Кизлярском районе – в расположенном в 30 км от Кизляра населенном пункте СПК «Агрофирма «Бухты» (говоря доступным языком, колхозе) Гунибского района.
Затяжная неопределенность статуса или ситуационные разночтения земель отгонного животноводства, расположенных там населенных пунктов (кутанов, поселений и т.д.), да в общем-то отпочковавшихся уже сёл от «материнских» горных, в свою очередь, вносят неясность в определение названия конкретного поселения. То ли это по старой памяти кутан, то ли это, придерживаясь новых веяний, — уже селение. Суть одна, а вот название… Кому что ближе. А в нашем случае это с. Новые Бухты.
Первая половина дороги от Кизляра асфальтирована и вполне приличная. А вторая — не скажу, что очень уж плоха, я видел гораздо хуже, но в дождливо-сырую погоду, думаю, не вызывает особого восторга. Это характерная особенность большинства дорог «прикутанной» зоны.
Первое, что меня поразило тут по приезде, — так это раскинутость села. В общем небольшое по численности населения и количеству хозяйств, оно располагается на такой площади, которую в наших условиях, как правило, занимает довольно крупное селение. И второе – по количеству рыболовецких лодок, как принято говорить «байд», в окраинных кварталах можно судить и о близости морского побережья. В остальном, думаю, его можно отнести к среднестатистическим населенным пунктам такого плана низменного региона нашей республики.
Более подробную информацию о жизни села нам дал председатель правления СПК «Агрофирма «Бухты» Расул Гусейнов.
Подчеркну, что целью нынешней поездки не была подготовка в какой-либо форме анализа дел в СПК. Учитывая решительный настрой Расула на преобразования, масштабные планы по подъему хозяйства, мы намерены вернуться сюда в последующем.
В селении около 280 хозяйств и 800 жителей. Основным и самым главным их занятием является животноводство (разведение крупного рогатого скота, производство сыра и т.д.). Здесь имеются: средняя школа, ФАП, небольшой клуб, мечеть, 2 небольшие торговые точки. В селении около 80 детей дошкольного возраста, но нет детсада, равно как и спортзала. Функционируют автозаправка и вулканизация. Природный газ не проведен.
Довольно серьезная проблема с питьевой водой – её подачу обеспечивает лишь одна артезианская скважина в центре населенного пункта, её возможности тоже иссякают. И в таком раскинутом по площади селении бурение еще одной новой скважины является первейшей и весьма актуальной проблемой. В связи с этим жители вынуждены сами на своей территории копать колодцы и насосами выкачивать оттуда воду для технических и хозяйственных нужд.
С поливной водой тоже немало хлопот, хотя это проблема всего данного региона в целом.
— Расул, ты жил и работал в Москве. И в плане жизнеустройства, и в плане работы вроде всё было в норме, да и перспектива, в принципе, имелась. И раз — вернулся на родину, вдобавок ко всему взялся за агрофирму с далеко не блестящими, мягко скажем, показателями. Говоря коротко, зачем тебе нужна была эта головная боль?
— У каждого человека своя натура. Есть люди, которым близка тихая, предсказуемо-размеренная жизнь, времяпрепровождение перед телевизором. А есть такие, кому требуется всегда быть в движении, они должны всё время что-то создавать, созидать и т.д. Я принадлежу ко вторым. Говоря реально, моя родина — с. Бухты, если можно употребить этот термин. Я болею им телом и душой. Выйдя на пенсию, не представляю себя на диване перед телевизором, во дворе высотного дома в Москве или в Махачкале. А вот со своим хозяйством, во дворе собственного дома или на годекане в с. Бухты — представляю.
В детстве я не понимал всей красоты и ценности родного воздуха, родной воды, родных гор. А теперь очень хорошо это представляю. Мой отец (Раджаб Гусейнов, известный врач-хирург. – А. А.) влюблен в родное селение, видимо, и от него тоже это чувство передалось мне.
После возвращения из Москвы я два года работал заместителем главы Гунибского района по безопасности.
— А чем обусловлен переход на эту работу?
— Тем, что вопрос уже был поставлен предельно четко и категорично. Либо это хозяйство уйдет с молотка (банковские и другие долги подвели его к банкротству), либо его надо очень оперативно возродить, третьего не дано. И мне предложили: «Расул, или ты берешься за это, или оно уйдет». Я посоветовался с близкими людьми. У главы района были полное понимание, поддержка и доверие. И я взялся. Теперь знакомлюсь, узнаю. Был колхоз-миллионер, от него практически ничего, кроме названия, не осталось. Надо всё восстанавливать, возрождать. Мне выпал шанс, и я готов это сделать.
— Чуть меньше года, как ты на этом посту. За такой небольшой период удалось сделать что-нибудь существенное?
— В сельском хозяйстве невозможно быстро достичь ощутимых, заметных результатов. Один год — явно недостаточный для этого срок. Чего реально удалось добиться, так это приостановить сползание хозяйства к банкротству. Второе — привести платежи по кредитам в реальный график, а были очень большие просроченные кредиты. Удалось пролонгировать (отсрочить) эти кредиты. Видя, что мы не только говорим, но и реально взялись за дело, к нам проявили интерес. Мы вызвали доверие и нашли понимание у партнеров. А это многого стоит.
— Вплотную столкнувшись с реальной картиной, встретив массу проблем, не возникло элемента разочарования? И очень коротко о ближайших планах.
— Разочарования однозначно не было. Я же знал, за что берусь. Просто иногда бывало обидно, сталкиваясь с непониманием, но и это потихоньку прошло. Мы начали возрождать практически заброшенный плодоносящий сад в горах и приведем его в полный порядок.
Первой задачей на следующий год считаю строительство и сдачу зернотока с оборудованием для очистки, сушки риса, с зернохранилищем и т.д.
Раньше к нам приходили люди на работу, а сейчас наша молодежь трудится в соседних хозяйствах. Я же хочу сделать так, чтобы наша молодежь не разбежалась, особенно — куда не следует, а работала у себя дома. Что, в принципе, вполне возможно. Ведь вчера это было так, сегодня — нет, но завтра обязательно должно вернуться на круги своя.
После перегона овец на низменность в моих планах закупить 500 голов молодняка, а уже в следующем году довести количество его на откорм до 1000 голов.
Будут проведены работы по заложению базы для заготовки потребного количества кормов (а в перспективе — и для реализации излишек). После подумаем и о закупке крупного рогатого скота и наращивании его количества.
В перспективе есть возможность содержать здесь в пределах 200 голов КРС мясного направления. Есть планы и предварительные договоренности по овощеводству и рыбной отрасли.
Налаживаются контакты с предпринимателями, плодоовощеводческо-перерабатывающими предприятиями Кабардино-Балкарии, с Кикунинским консервным комбинатом.
— Если нам суждено будет встретиться здесь в следующем году, увидим ли мы заметные изменения?
— Сегодня я озвучил только некоторые из наших планов, а в следующем году вы всё увидите в реальности.
И вот мы на территории школы. «Территория», конечно, громко сказано — школа занимает небольшую площадь в центре селения, да и само здание ее не такое заметное, броское (как в иных населенных пунктах, где школа и больница держатся особливо), чтобы его можно было как-то выделить среди других строений. Не надо быть большим специалистом в сфере образования и строительства, чтобы на основе увиденного понять — в селении очень острая потребность в новой школе.
Как нас проинформировал заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ибрагим Ибрагимов, школа находится в приспособленном здании 1967 года постройки. Возведено оно было как контора для колхоза, затем с новыми пристройками его превратили в школу. На данный момент в ней 132 учащихся и 17 учителей, вынуждена работать в 2 смены. В структуре ТУО (территориальное управление образования) она располагается не на первых местах, но и не на последних. Как таковых отличников-медалистов в школе еще не было, но с начала введения системы ЕГЭ случаев его неудачной сдачи тоже не имелось. В плане технического обеспечения учебного процесса проблем особых нет, но классные помещения слишком маленькие, не соответствующие сегодняшним требованиям. При школе нет спортзала и водопровода.
Хотя школа пока и не может похвастаться своими отличниками, но подошедшие вплотную к этой категории здесь, конечно же, есть. Одна из них — ученица 11 класса Асият Махмудова — и стала нашей собеседницей.
— Асият, учителя охарактеризовали тебя как ученицу с хорошей успеваемостью и примерным поведением. Это так?
— Да.
— Ты ответила очень уверенно. Неужели нет никаких сомнений?
— Ну… я – хорошистка, и насчет поведения нет замечаний. А так здесь есть еще такие же, как и я.
— Хорошисткой ты была с первого класса?
— С 1 по 6-й являлась отличницей, а дальше стала хорошисткой.
— А с чем это связано?
— Я думаю, русский язык оказался для меня трудным.
— Как ты завершишь 11 класс?
— Наверное, так же, с одной четверкой по русскому.
— На медаль не претендуешь?
— Нет.
— Почему? Это же престижно?
— Знания важнее престижа.
— Что являлось и является для тебя стимулом для хорошей учебы?
— Родители с 1 класса мне всё объясняли, поучительными примерами заставляли хорошо заниматься, а дальше самой уже стало интересно.
— Полученные здесь знания пригодятся тебе в дальнейшей жизни?
— Да, конечно.
— В чем?
— Вообще во всем по жизни, я же поступлю учиться.
— А куда думаешь поступить?
— В Медакадемию.
— И с чем это связано?
— Мои тети – медсестры. Они работают в Кизляре, и мне очень сильно понравилась их работа.
— Поступление в ДГМА — непростое дело. Ты уверена, что поступишь?
— Нет, но очень хочу.
— Почему?
— Думаю, будут трудности с химией, но я постараюсь подтянуться, начну усердно заниматься.
— Ты живешь в селе, учишься, скажем честно, в не очень обустроенной школе. Тебя хоть в какой-то степени задевает, что в то же время твои ровесники учатся в Махачкале или в Кизляре, в благоустроенных школах, имея несоизмеримо больше возможностей и лучшие условия?
— Иногда да, иногда — нет. Конечно, в городе и условия лучше, и возможностей больше, но при желании учиться и в этой школе можно получить хорошие знания.
— Учеба отнимает всё твое время?
— Нет.
— А чем занимаешься на досуге?
— Сижу перед компьютером, помогаю маме, провожу время с сестрами.
— Сколько времени в день примерно тратишь на компьютер?
— Думаю, около 2 часов.
— Перед компьютером ты проводишь 2 часа, а за книгой? Любишь читать художественную литературу?
— Не особо, читаю иногда.
— Сможешь вспомнить последнюю прочитанную тобой книгу?
— «Война и мир».
— Это же очень серьезная книга, чем она тебя привлекла?
— Там говорится про войну, про судьбы людей, про жизнь.
— Из дагестанских писателей, поэтов кого вспомнишь?
— Расула Гамзатова, Фазу Алиеву, Гамзата Цадасу.
— Что бы ты могла сказать о Расуле Гамзатове в двух словах?
— Человек, который любил свою Родину и которым она, в свою очередь, гордится.
— Какое у вас хозяйство?
— Огород, девять коров, десять кур.
— Корову доить умеешь?
— Да.
— В последний раз когда это было?
— Сегодня утром.
— И сколько литров надоила?
— Пол-литра.
— Как?! Может, ты ошиблась? Такое количество молока даст хорошая коза, или вы не кормите эту корову?
— Кормим, но сейчас она дает именно столько.
— Вот сегодня мы у вас в гостях. Сейчас как раз обеденное время, и если мы придем на обед к вам домой, чем ты нас угостишь?
— Пожарю картошку, поставлю на стол сыр, хлеб, помидоры.
— В завершение нашей беседы хотела бы добавить что-либо от себя?
— В первую очередь благодарю маму за то, что родила, вырастила и воспитала меня. Потом своих учителей — за то, что они дали и дают мне знания. И своих одноклассников — за их дружбу и любовь, за поддержку в трудную минуту…
Абаш Абашилов
P.S. Выражаю искреннюю благодарность Магомеду Тагирову за содействие в организации поездки. .