Совсем недавно в Дагестане состоялся первый Всероссийский форум учителей русского языка и литературы. Об этом уже рассказывалось в федеральных и республиканских СМИ. Но сегодня мне хотелось бы еще раз вернуться к итогам форума и попытаться проанализировать состояние дел с изучением русского языка и литературы с помощью специалистов этой сферы.
Как отмечают многие эксперты и руководители Министерства образования и науки РД, форум в Дагестане прошел на высоком уровне и продемонстрировал желание его участников открыто и правдиво говорить о положении дел на местах, предлагать конкретные пути решения накопившихся проблем.
Участники мероприятия выразили удовлетворение ходом реализации в Дагестане специальной республиканской программы «Русский язык», принятой в Дагестане еще в 2014 году. И Дагестан местом проведения форума был обозначен не случайно. Наша республика — самый многоязычный и многонациональный регион страны. В его работе участвовали представители 54 регионов Российской Федерации и 62 региональных и местных отделений Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка, преподаватели вузов, студенты, представители Министерства образования и науки РФ, депутаты Государственной Думы, руководители Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ, представители общероссийских и международных ассоциаций словесников, главные редакторы ряда профильных общероссийских средств массовой информации, ученые-филологи. Повестка форума была весьма актуальной: «Русский язык и литература – основа единства образовательного пространства России и взаимопонимания народов».
Русский язык претендует на право быть языком, объединяющим огромное, бесконечное российское образовательное пространство. И в наши дни язык и литература составляют культурную основу нации. Именно поэтому вопросы, связанные с преподаванием и изучением этих предметов, находятся в зоне пристального внимания государства и общества.
Глава РД Рамазан Абдулатипов, выступая на форуме, отметил, что Дагестан – единственная республика, которая признает русский язык не только государственным, но и национальным. «При этом не допуская даже малейшего равнодушия к языкам народов Дагестана, – подчеркнул он. – Русский и дагестанские языки не заменяют друг друга и не вытесняют. У каждого из них свое, особенное место».
В обращении к участникам мероприятия президент Российской академии образования, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Людмила Вербицкая особо подчеркнула, что форум проводится для того, чтобы еще раз поговорить о русском языке, как государственном языке Российской Федерации, и о том, как важно, чтобы изучались и национальные языки наших регионов.
Многие участники мероприятия и выступающие отмечали, что в России используется 277 языков и диалектов, а в системе государственного образования – 89, 30 из них – в качестве языка обучения, а 59 – предмета обучения. Это очень важно. На прошедшем недавно совместном заседании советов по русскому языку и межнациональным отношениям говорилось о том, как важно сохранять, беречь родные языки, делать все для того, чтобы издавалась литература на них, чтобы была возможность изучать их; и о том, в каком состоянии должен быть русский язык, который всех объединяет. Говорилось о необходимости следить, какой язык мы слышим от тех, чья речь может повлиять на речь окружающих. Президент РФ Владимир Путин тогда сказал, что фундаментальной основой единства страны является русский язык, который формирует общегражданское, культурное и образовательное пространство.
«Побывав в Дагестане, я поняла, что в этой республике делается все, чтобы сохранить национальные языки и чтобы развивался русский язык», — подчеркнула Людмила Вербицкая.
Председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова в интервью аналитической программе «Акценты» на канале ГТРК «Дагестан» заметила, что форум – это то место, где обсуждаются самые актуальные, важные, животрепещущие проблемы. «Так было в Древнем Риме, надеюсь, так было и на первом Всероссийском форуме в Дагестане. На русском языке написана лучшая в мире литература. Вы знаете, что существует высшая литературная награда, присуждаемая за жанр «Романы» — это Букеровская премия. Единственная страна, которой дано право присуждать самую высокую награду за жанр «Роман», — Россия. Заслуга в присуждении этой премии, дарованная нам нашими британскими коллегами, — это лучшее признание того, что русский язык является основой нашего единства в образовании и государственном устройстве».
Сегодня самая большая проблема и особая боль, что наши школьники перестали читать. По словам Дудовой, нормальной для культурной нации можно считать ситуацию, когда на беллетристику приходится не половина, а треть всего круга чтения школьников. Однако в случае с современной российской молодежью нужно не только бороться за снижение доли массовой литературы, но и одновременно повышать ее качество. Для этого, по ее словам, нужно прививать культуру чтения системно, не только в школах, кроме которых сейчас этим практически никто не занимается, но и в СМИ, Интернете и т.п. Причем книгу нужно «возвращать» не только детям, но и взрослым, которые через институт семьи влияют на них.
«Мы сейчас получим совсем плохое поколение, потому что это уже дети тех родителей, которые школьниками перестали читать. И в рамках форума рассчитываем привлечь к этой проблеме внимание всех причастных сторон — родителей, учителей, общественности», — отметила Людмила Дудова.
Председатель Комитета по делам национальностей Государственной Думы Российской Федерации Гаджимет Сафаралиев рассказал о проекте закона о русском языке как родном при обучении. «Его важность заключается в том, что придание русскому языку статуса родного при обучении даст ему возможность потянуть за собой языки народов России. Потому что в многоязычии и заключается сила нашей многонациональной страны».
Он также сообщил, что представители Госдумы обратили внимание главы государства Владимира Путина на то, чтобы была создана линейка учебников по русскому языку. Сегодня учебников в стране 137, причем дети, которые изучали русский язык в одном регионе, не могут сдать ЕГЭ в другом, поскольку правила в книгах разные.
Председатель Комитета по развитию науки и образования Общественной палаты Российской Федерации Любовь Духанина остановилась на задачах форума и высказала несколько ремарок. Она отметила, что недостаточное владение русским языком часто бывает причиной проблем в системе образования.
«Иногда дети не решают задачи по математике и физике не потому, что не понимают предмета, а потому, что не смогли точно прочитать условие задачи. Владение русским языком требуется сегодня не только тем, кто проживает в России. В условиях глобальной конкуренции серьезным направлением является конкуренция системы образования. Язык не только описывает реальность, но и меняет ее восприятие. Язык – квинтэссенция нашей истории, через него мы оказываемся причастными к жизни предков. Нам попадается слово, мы вспоминаем его смысл, что оно значило в какой-то момент истории, вспоминаем историю и относимся к нашей культуре. Но в этом контексте есть и тревожные моменты. В результате серьезнейшего информационного влияния из языка уходят некоторые слова или группы слов. Например, из речи школьников понемногу исчезают такие слова, как «доблесть», «честь». С ними из нашей жизни уходят важнейшие смыслы. Я думаю, нужны серьезные исследования на эту тему, потому что исчезновение слов приводит к исчезновению смыслов, которые определяют культурный код россиянина; возможно, может иметь серьезные последствия».
Доцент Дуального университета Баден-Вюрттемберг (Федеративная Республика Германия) Е. Кудрявцева отметила, что за два дня, проведенных в Махачкале и Дербенте, к участникам форума пришло понимание – как долго и насколько профессионально готовились к этому событию дагестанские и московские коллеги, продумывая насыщенную программу мастер-классов и научных докладов в вузах и школах региона; выбирая наиболее знаковые места для экскурсионных маршрутов; составляя и печатая сборники материалов, журналы и единственный в своем роде многотомник, посвященный русским учителям в истории республики.
Внимание к деталям – в общении, в работе, в быту, на мой взгляд, один из признаков многонационального и многоязычного пространства Дагестана. Построить взаимодействие так, чтобы никто не ушел обделенным, чтобы у всех была возможность прикоснуться к культуре древних народов Северного Кавказа и найти в ней толику своей собственной национальной идентичности, общее звено в цепи межкультурной коммуникации.
Глубочайшее уважение к корням, знание истории и культуры страны, непосредственное взаимодействие с педагогами, внимание и понимание происходящего в мире, мудрость в открытости к диалогу – все это было в течение двух дней не только словом, но и делом проявлено представителями власти и научной интеллигенции республики, сопровождавшими гостей и участников форума.
Штрихи педагогических маршрутов пролегли от редчайшего достоинства и красоты памятника русской интеллигенции, русской учительнице в Махачкале, через Дом дружбы, Театр поэзии (единственный в своем роде) к Институту языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы и Дагестанскому институту повышения квалификации педагогических кадров…
На второй день участников мероприятия ждали в Дербенте, в цитадели Нарын-Кала и Домике Петра I, древнейшей мечети, городском театре (на сцену которого уже не в первый раз выходили Учителя) и в недавно отпраздновавшей свое второе рождение, самой первой школе Дербента — №4.
Сегодня с удовлетворением констатируем, что форум, проведенный в Год литературы в многонациональном Дагестане, стал открытой площадкой для профессионального и заинтересованного разговора о том, какими должны быть школьные уроки, как привить детям любовь к русскому языку и чтению и, конечно же, как сохранить единство образовательного пространства. Организаторы, несмотря на то, что впервые столкнулись с работой такого масштаба, постарались обозначить все злободневные проблемы развития филологического образования в современной школе, максимально полно учесть интересы и пожелания участников форума.
Знаковым явлением было посвящение молодых учителей русского языка и литературы, которые только пришли в школу со студенческой скамьи, и вручение государственных наград тем педагогам, чей плодотворный и многолетний труд заслужил признания и уважения многих поколений учеников.
Важным фактором в работе форума можно определить емкость и целостность содержательной части программы. Направления работы были весьма разнообразны: филологическое образование в условиях информационной цивилизации и двуязычия; вызовы времени и поиски ответов; грамотная страна как иллюзия и реальность; кризис чтения и кризис мастерства учителя; позитивные практики сотрудничества школы, музеев и учреждений культуры; внеурочная деятельность по русскому языку и литературе.
Присутствующие имели возможность посетить мастер-классы лучших учителей России и Дагестана, прослушать лекции, доклады, выступить участниками мастер-классов для взрослой аудитории, поделиться опытом, оценить предложенные проекты, принимая участие в обсуждении концепции филологического образования на заседании круглого стола, выслушать коллег и высказать свое мнение. Форум словесников – победителей профессиональных конкурсов – представил прекрасную возможность обсудить наболевшее с теми, кто знает, как покоряются вершины профессионального мастерства, кто видит актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе. Участники могли обменяться мнениями по вопросам имиджа учителя-словесника, преодоления кризиса чтения, падения уровня речевой культуры и грамотности не только учащихся, поделиться методическими находками с коллегами.
Каждый из них открыл для себя много интересных идей, встретил новых друзей, получил море впечатлений, обменялся мнениями и поделился богатейшим опытом. Судя по многочисленным отзывам гостей по окончании форума, участники выражают надежды вновь вернуться в теплую, гостеприимную и жизнерадостную Республику Дагестан.
Ильман Алипулатов,
политический обозреватель, завкафедрой электронных СМИ ДГУ, член Общественной палаты РД