Сюда вошли далеко не все лучшие фильмы этого года. Я лишь подобрал пять картин, которые запомнились мне, благодаря какому-то элементу, использованному настолько ярко, что это не может не вызывать восхищения. Топ субъективен, он отображает лишь мое личное мнение, поэтому не обижайтесь и не желайте мне мучительной смерти, если в нем не нашлось места для ваших любимых фильмов.
«Безумный Макс: дорога ярости»
ПОЭЗИЯ БЕЗУМИЯ
Огнедышащая и крышесносящая экшн-поэма, наполненная безумием, драйвом и жестокостью. В этом фильме было неожиданно мало Тома «Разве не я тут главный герой» Харди, исполняющего роль Безумного Макса. Но кого это вообще волнует, когда там есть слепой музыкант, прицепленного к мчащемуся грузовику и играющий на гитаре-огнемете? Это настолько безумно, что уже гениально!
Главная заслуга Джорджа Миллера в том, что он смог с помощью малого (всего одной погони) добиться многого (снять одну из самых запоминающихся картин года). В фильме из машины на полном ходу вываливается беременная женщина и попадает под колеса другой машины, но это не выглядит как чернуха. Эта сцена нас пугает, но не вызывает отвращения. Джордж Миллер возвел жестокость и безумие в ранг поэзии, и все, что происходит в его картине, смотрится эффектно, брутально и донельзя красиво.
К сожалению, «Безумный Макс» не очень хорошо показал себя в прокате и вряд ли мы в ближайшем будущем увидим продолжение, но пересмотреть шедевр Миллера захочется еще не раз.
P.S. Тот чувак с гитарой-огнеметом был настолько крут, что кажется, его сыграл Чак Норрис.
«Звездные войны: пробуждение силы»
ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ СИЛА… АКТЕРСКОЙ ИГРЫ
Этот фильм — тот случай, когда сценарист схалтурил, плохо прописав персонажи, но актеры исправили положение. Особенно это заметно на примере главного антагониста Кайло «Зря я снял маску» Рена. В его душе идет борьба между Темной и Светлой стороной Силы, и беда в том, что мы узнаем об этом не из какой-то конкретной ситуации, а из… речей самого героя.
Брюс Уиллис в «Крепком орешке» не рассказывает о том, какой он крутой засранец на страже порядка. Он идет и надирает пятые точки тем, кто этот порядок нарушает, и мы сами все видим. В этом и заключается одна из задач любого фильма: правдоподобно рассказать о персонаже через его поступки. С этим «Звездные войны» справляются не всегда.
По поступкам Кайло Рено незаметно, что Светлая сторона в его душе может хоть что-то противопоставить Темной. А ведь это, по идее, главный внутренний конфликт антагониста. К счастью, молодой актер Адам Драйвер, несмотря на нетипичную для злодея внешность, породившую множество шуток в Интернете, сыграл так хорошо, что на огрехи сценария уже не обращаешь особого внимания.
То же самое можно сказать и об остальных актерах фильма. Они молодые, и вы, скорее всего, никогда о них не слышали, но играют так живо и правдоподобно, что ты сопереживаешь им как родным, несмотря на то, что замечаешь некие дыры в описании их характеров.
Да, в этом году было много фильмов, где актеры выкладывались по полной, рождая запоминающиеся персонажи. НО сценарий им в этом помогал. В случае же со «Звездными войнами» сценарий, скорее, мешал. Однако мастерство молодых актеров компенсировало эти недостатки фильма и, благодаря этому, новое творение Джей-Джей Абрамса попадает в наш топ.
P.S. Всякий, кто спойлерит «Звездные войны», пусть умрет страшной мучительной смертью, как Хан Соло.
«Форсаж 7» ПРОЩАЙ, ПОЛ
Этот фильм заслуживает отдельного упоминания, благодаря тому, как его создатели попрощались с актером Полом Уокером, трагически погибшим 13 ноября 2013 года. На момент смерти Пола была отснята примерно половина сцен с его участием, и компания «UniversalPictures» приняла решение воссоздать образ его героя Брайана О’Коннора с помощью компьютерной графики.
Этот шаг разделил фанатов франшизы на два противоположных лагеря. Одни утверждали, что студия таким образом хочет отдать дань уважения актеру; другие, напротив, обвиняли ее в цинизме, заявляя, что надо либо переписать сценарий, выведя персонажа из истории, либо вообще закрыть проект. В итоге, вторые были вынуждены признать, что студия все сделала правильно.
Финальная сцена фильма, в которой нам показывают едущих по дороге Брайана и Доминика (Вина Дизеля), которые под конец направляются в разные стороны, оказалась настолько трогательной, что многие зрители не сдержали слез. Благодаря спецэффектам, создатели картины не только в последний раз вернули на экран Пола Уокера, но еще признались, что он навсегда останется в их сердцах (собственно, как и в наших). И, пожалуй, это был лучший пример использования компьютерной графики в уходящем году.
«Человек-муравей» А МЫ И ПРО ШКАФ КЛАССНОЕ КИНО СНЯТЬ МОЖЕМ
В прошлом году «Marvel Studios» выстрелило «Стражами галактики». Тем самым фильмом, где разумное дерево жертвует своей жизнью ради бешеного енота с пулеметом, туповатого качка, зеленокожей и безбровой женщины и единственного марвеловского персонажа, который танцует и поет чаще, чем дерется (кажется, что полный бред, да?).
В этом году студия, по праву считающаяся главным игроком на рынке кино, по сути, повторила свой трюк. Она взяла что-то, что должно смотреться крайне нелепо (ну, как можно воспринимать всерьез героя, который летает на крылатых муравьях?), и сделала из этого крутое кино. Да, злодей у них опять не получился, зато главный герой Скотт Лэнг в исполнении Пола Рида моментально стал одним из самых харизматичных персонажей киновселенной Марвел. И, как отметил один умный человек, в его дружбу с летающим муравьем по имени Энтони (трагически гибнущим в конце фильма, и не смейтесь, это действительно было очень грустно) веришь больше, чем в дружбу Капитана Америки и Бака.
Одна из главных заслуг фильма заключается в том, что, несмотря на супергеройскую тематику, центральное место тут занимают не экшн-сцены, а отношения между персонажами. Все это сдобрено традиционным марвеловским юмором и харизматичными второстепенными персонажами.
В общем, «Marvel Studios» в очередной раз доказала, что может снять хорошее кино на основе любого первоисточника – даже если на первый взгляд кажется, что его невозможно адекватно перенести на экран. Нет, снять кино про мужика, который умеет уменьшаться и при этом становиться сильнее, в принципе, могла бы любая студия… Но делать так, чтобы этот мужик гармонично вписался во Вселенную, где уже существует герой в мегакрутом железном костюме, суперсолдат, бог грома, парочка талантливых наемных убийц и енот с пулеметом… вот на это способна только «Marvel Studios».
Если они решат экранизировать инструкцию по применению огородного шланга, я обязательно пойду на фильм. Знаю, будет круто.
«Агенты А.Н.К.Л.» ДВА СЛОВА. ПЕРВОЕ – ГАЙ. ВТОРОЕ – РИЧИ.
Новый фильм Гая Ричи не окупился в прокате и стал одним из самых убыточных проектов года. И это незаслуженно и закономерно одновременно. Сейчас объясню, почему.
Очевидно, что современному массовому зрителю кино про ретро-шпионов не очень интересно. Джек Бауэр уже вернулся (правда, ненадолго), Джеймс Борн вот-вот вернется, а Джеймс Бонд и Итан Хант никуда и не девались. А тут еще и «Kingsman» выстрелил (кстати, один из лучших фильмов года). В этой компании ретро-шпионам Илье «Большевику» Курякину и Наполеону «Ковбою» Соло просто не нашлось места. Почему этот фильм, тем не менее, хорош, и не заслуживал провала?
Ну, во-первых, это Гай Ричи. Во-вторых, это Гай Ричи. И, наконец, в-третьих, это Гай Ричи. Помните тот странный фильм с Мадонной? Забудьте. С тех пор Гай Ричи полностью реабилитировался, в основном за счет двух фильмов о Шерлоке Холмсе – они были изобретательными, остроумными и увлекательными.
То же самое можно сказать и про «Агентов А.Н.К.Л.». Способ повествования, химия между персонажами, остроты, комические ситуация, соответствующая музыка – все это классический Гай Ричи, которого невозможно не любить. Адаптируй он эту идею под современность, и фильм мог выстрелить не хуже «Kingsman» (я уже говорил, что это один из лучших фильмов года?). Да, картина потеряла бы некий лоск, но все равно бы выглядела стильно, ведь это Гай Ричи и по-другому он снимать не умеет (забыли про Мадонну, забыли!). Но главное в этом фильме – посыл: те, кто выглядят как заклятые враги, разъединенные идеологией и политикой своих стран, могут стать хорошими друзьями… если перестанут слушать идиотов сверху. Есть вещи много важнее государственной идеологии и политики – кажется, в современном мире об этом начали забывать. Гай Ричи напомнил, и за это его фильм попадает в наш топ.
Да ладно, кого я обманываю, фильм попадает в топ просто потому, что это Гай Ричи.