Вы не поверите, если скажу, каково было мое удивление сегодня поутру при виде разделенного на две совершенно не похожие друг на друга половинки морского берега. Даже слепой заметил бы это, ибо, проходя по правой части берега, он обязательно что-нибудь зацепил бы ногой, в то время как по левой перебрался, как по футбольному полю перед матчем.
Спрашиваю я у своих товарищей, с кем шел, кто это убрал с берега столько мусора. Исчерпывающий ответ дал мне Магомед Омаров, заместитель директора по хозяйственной части пятидесятой городской школы имени Расула Гамзатова, что на Редукторном поселке. «Это сделал всего лишь один младший класс во время одного урока. Надо было тебе, Гаджимурад, видеть, с каким энтузиазмом работали дети», — сказал Магомед с неподдельной гордостью за свою школу и ее учащихся.
Здесь же я заявил о том, что, окажись я в то время на берегу, сфотографировал бы тот класс за работой и обязательно написал бы о них в газете «МД». Магомеду понравились мои слова, и он пообещал посодействовать тому, чтобы класс тот еще раз пришел на берег убирать мусор.
В тот день там же, на берегу, Магомед познакомил меня с учительницей того класса М. М. Омаровой. Оказывается, Марьям Магомедовна, как и мы, каждый день по утрам прогуливается по берегу. «До Нового года у меня намечается еще один час акции «Чистый берег»», — сказала она. И я решил, что обязательно встречусь с ее классом во время этой акции.
Итак, в субботу, во вторую смену, тот класс проведет на берегу моря свой очередной в этом году, скажем, маленький субботник. Только бы погода не испортилась. До сих пор я просил у Бога снега и мороза к Новому году, сейчас же, поверьте мне, прошу Его: «Повремени, Всемогущий! Пусть в субботу будет тепло и солнечно, чтобы я мог поговорить с этими прекрасными детьми: что-то сильно заскучал я по школе и ученикам».
Сегодня четверг, и до субботы еще очень далеко с учетом того, что в городе нашем быстро может поменяться погода, подобно нашим приморским ветрам, которые в течение часа несколько раз меняют направление и дуют с любой стороны. Это не для красного словца я так говорю. А потому, что боюсь не встретиться с тем классом из-за непогоды. И тогда прощай, мое журналистское интервью с малышами.
А пока я думаю рассказать о том, как у нас в сельской школе проходили подобные акции. Поверьте мне, это была заранее запланированная, хорошо организованная работа. Мы проводили акции не только за чистоту родного села или по благоустройству школьного двора, но и по уборке сорных кустарников в окрестностях села, по частичной замене и обновлению изгороди вокруг старого школьного сада. Если две первые вышеназванные акции проводили отдельно по классам на уроках технологии, окружающего мира и общественно полезного труда, то для работы за пределами школы мы привлекали всех школьников, учителей и технических работников. Проводили общешкольные субботники. Иногда и на сельских субботниках работали вместе со взрослыми.
Я не ставлю своей целью написать рассказ до новогодних праздников, ибо последний в уходящем году номер нашей газеты уже в наборе. Наверное, рассказ мой выйдет в одном из первых номеров нового года, потому доканчивать его буду во время праздничных выходных дней. Такой мой замысел имеет и следующую цель: если газета наша с первых номеров начнет призывать горожан соблюдать чистоту на берегу, может быть, так и будет.
Бог удовлетворил мою просьбу: последний субботний день в том, уже ушедшем, году был настолько хорош, что можно было гулять по берегу без верхней зимней одежды. Был хороший зимний солнечный день. Я вышел на берег за час до нашей встречи с классом, прогулялся по выступившей из воды каменной гряде. За осенние месяцы море ушло так далеко от берега, что до той гряды уже можно было добраться, шагая по песку. На гряде сидели и грелись на солнце сотни чаек. Они до того стали ленивыми, что взлетали только тогда, когда ты уже вплотную подходил к ним. И пока был один на берегу, я сделал несколько снимков той гряды с ее обитателями: авось пригодятся.
Вот и класс пришел с учительницей и молодым человеком из охраны школы. Он помогал педагогу организовать класс к работе. Это, наверное, по просьбе учительницы администрация школы выделила охранника, чтобы обеспечить безопасность учащихся.
Я здороваюсь с учительницей и охранником (звали его Абдул), потом подхожу к учащимся, знакомлюсь с ними и говорю, что буду писать о них в газете. Детям это понравилось, и они охотно стали отвечать на мои вопросы.
Это был четвертый «А» класс, и в нем учились тридцать четыре учащихся. По сравнению с классами в сельских школах, это очень большой класс. Еще два таких класса по контингенту учащихся — вот и вся сельская средняя школа с одиннадцатью классными комплектами. А во многих и того меньше.
Поверьте: не всякий педагог может работать с классом, в котором тридцать четыре ученика. И только настоящий учитель с многолетним опытом педагогической работы может управлять таким большим классом вне стен школы. У Марьям Магомедовны это хорошо получалось. Видно было, что дети ее любили и слушались.
У всех детей имелись пакетики для мусора, и руки их были в перчатках. Признаюсь: до встречи с классом в тот день я невольно подумал о том, как будут работать дети — в перчатках или без них. Потом в процессе увидел, что все они были в перчатках. Это мне очень понравилось. И еще, кроме маленьких мусорных пакетиков, у детей были и большие пакеты. Они ходили парами и наполняли большие пакеты полными пакетиками, потом осторожно по железной лестнице поднимали их на дамбу. Так же осторожно спускались по лестнице с дамбы на улицу и бросали мусор в большие металлические бачки. Учительница все заранее предусмотрела. И я, как бывший директор школы, решил, что вопрос о трудовом воспитании поставлен в классе на высочайшем уровне.
Надо заметить еще одно. Обычно мусоровозы забирают мусор из бачков рано утром. А в тот день приехал в три часа дня и весь собранный школьниками мусор увез минута в минуту. «Неужели учительница и с ними договорилась? — подумал я. — Или, может быть, это завхоз школы с водителем мусоровоза договорился?» Скорее всего, так оно и было.
Я не был сторонним наблюдателем на субботнике. Конечно же, нет. Сначала я наблюдал за работой учащихся, фотографировал их с той и другой стороны. А потом… решил побеседовать с детьми. Как же иначе: я же соскучился по ученикам.
Сначала заговорил с мальчиками. Это были Хамид, Абдурахман, Ибрагим, Ислам, Джафар… Один мальчик сам ко мне подошел и назвался Хаджи-Муратом. Я подумал о нем: «Самый смелый здесь мой тезка». Хотя мы с ним… не совсем тезки (я же Гаджимурад), мне было очень приятно услышать из детских уст это громкое у нас в Дагестане имя — Хаджи-Мурат.
Девочки же оказались намного смелее мальчиков. Меня окружила целая группа. Они, по моей просьбе, наперебой называли свои имена: Лейла, Аминат, Наиля, Марьям, Патя, Аделя, Камилла, Сабина, Сайгибат, Айша и другие. (Простите за то, что не запомнил имена всех мальчиков и девочек).
Я спрашивал у них, хорошо ли учатся. Они отвечали, что очень хорошо. И я им поверил на слово: такие дети при такой учительнице и при такой охране просто не могут плохо учиться. Спросил, любят ли они море, на что они хором громко ответили: «Да, любим!» А когда я спросил, купаются ли они здесь на берегу летом, тихо сказали: «Нет, не купаемся, потому что вода здесь в море грязная из-за этих речек (показали на них пальцами), вытекающих из городских канализационных труб». Я тоже признался им, что, живя третий год на морском берегу, не купался здесь ни разу.
И еще хотел спросить у детей о Новом годе, Деде Морозе, Снегурочке… потом и о том, чего они ждут от Дедушки Мороза на новогоднем празднике и уже в наступающем новом году, но не успел: Марьям Магомедовна сказала, что кончился урок и пора закругляться. Поверьте мне: дети не хотели уходить, пока не очистят от мусора весь берег.
Когда учительница прощалась со мной, она сказала следующие слова: «Завтра утром во время прогулки мне уже не стыдно будет смотреть на этот берег». Да, Марьям Магомедовне и ее ученикам точно не должно быть стыдно выходить на берег и прогуливаться по нему.
Дорогие мои соседи и все те, кто живет в нашем прекрасном приморском городе. Давайте же возьмем пример с учащихся четвертого «А» класса городской школы №50 и их замечательной учительницы и сделаем так, чтобы и нам не было стыдно жить на берегу моря. И в заключение позвольте мне подарить моим новым друзьям, учащимся 4 «А» класса школы имени Расула Гамзатова, небольшое стихотворение о труде, прекрасное уже тем, что в нем автор одушевил труд.
Кто он. Как его зовут?
Кто на свете
самый главный?
Самый добрый,
самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый,
самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Гаджимурад Раджабов




