Адвокаты братьев Гасангусеновых подали в суд на незаконные действия следствия
16 марта группа новых адвокатов, ведущая дело убитых в Шамильском районе в ночь на 24 августа братьев Гасангусеновых, подала в суд на незаконные действия следствия.
Двумя днями ранее…
— 14 марта в правозащитном центре «Мемориал» состоялась пресс-конференция с участием самих защитников, родителей убитых мальчиков и представителей инициативной рабочей группы.
На ней сообщили, что расторгнута договоренность с предыдущим адвокатом по делу — Саидом Ибрагимовым. Причиной этому, по словам отца убитых Муртазаали Гасангусенова и члена рабочей группы Джамбулата Гасанова, послужила «безрезультатная работа» экс-защитника «на протяжении более чем шести месяцев».
«Возможно, на него оказывалось давление, не знаем, но сделанную работу мы не видим. Поэтому в дело вступили другие адвокаты, но следователь не допускает их к делу», — обозначил проблему Гасанов и представил новых юристов, сотрудничающих с «Мемориалом», — Мурада Магомедова, Шамиля Магомедова и Исрафила Гададова.
Мурад Магомедов рассказал, что они выписали адвокатские ордера и приложили их к уведомлению на имя следователя вместе с ходатайством об ознакомлении адвокатов с материалами дела.
«У нас есть информация, что письмо было получено ими 22 февраля, но ответа до сих пор нет, хотя максимальный срок для ответа на ходатайство составляет три дня», — сообщил Магомедов.
По словам адвоката, следователь связался с ними по телефону и сообщил, что они не могут вступить в дело, так как представляют интересы родителей братьев Гасангусеновых.
«Следователь не имеет права отказывать адвокату, который вступает в дело по предъявлению адвокатского ордера и удостоверения. И еще ситуация удивительна, поскольку мы не уточняли, с кем заключали адвокатское соглашение. Это является адвокатской тайной. Следователь сделал свое умозаключение и на его основе отказал нам? И почему до сих пор нет письменного ответа?» — обратился с риторическим посылом Мурад Магомедов к присутствующим.
Резюмируя, адвокаты сообщили, что намерены подать в суд жалобу на бездействие следователя.
Однако…
…жалоба в суд была подана не на бездействие следователя, а на незаконные действия следствия. «МД» связалась с адвокатом Мурадом Магомедовым и попросила прокомментировать ситуацию.
«Дело в том, что на следующий день после пресс-конференции мы получили долгожданный ответ от следствия, — сообщил Магомедов. — И там уже указано, что наши адвокатские ордера приобщили к материалам уголовного дела, но мы не можем заявлять ходатайства, потому что братья Гасангусеновы не имеют в деле статуса подозреваемых, обвиняемых и в отношении них не возбуждено уголовное дело. Этот ответ — вообще казус. Он противоречит принципам уголовного процессуального законодательства, постановлению Конституционного суда и Пленума ВС РФ. Следователь лишает нас права осуществлять защиту Гасангусеновых, хотя, исходя из официальных ответов Прокуратуры РД, следствием расследуется версия о том, что Гасангусеновы были убиты в ходе перестрелки, когда открыли огонь по сотрудникам правоохранительных органов. Соответственно, они уже имеют право на защиту. Поэтому мы подали в суд на незаконные действия».
В пресс-службе Следственного комитета «МД» сообщили, что осведомлены о жалобе и готовы судиться, поскольку считают свои действия законными на основании статьи 119 УК РФ. Информацию о том, что ходатайство поступило к ним 22 февраля, здесь опровергли.
«Мы получили его 27 числа и 1 марта ответили. А то, что до них добиралось около недели (двух. — Ред.), — это уже не к нам. К почте России, наверное», — отметил руководитель пресс-службы.
Братья Наби и Гасангусейн были убиты у селения Гоор-Хиндах 23 августа прошлого года. Правоохранительные органы в тот же день сообщили, что убитые являлись членами «шамильской» бандгруппы. При них были обнаружены автоматы Калашникова и боеприпасы к ним. Родственники и односельчане усомнились в версии силовиков. По их словам, братья работали чабанами в соседнем хуторе и ночью просто возвращались домой, бандитами они быть не могли. 23 августа братья пасли скот недалеко от села. Ночью они загнали его в загон и направились домой. По предположению сельчан, сотрудники правопорядка ошибочно приняли братьев за участников НВФ, а когда поняли свою ошибку, подбросили им оружие. Родители Гасангусеновых и представители села решили добиваться реабилитации объявленных боевиками братьев и создали для этого рабочую группу. В сентябре представители рабочей группы приняли решение передать дело в Следственное управление СКФО, потому что, по их мнению, дело в Дагестане не расследуется. При этом от протестных акций они решили отказаться. В ноябре прошлого года члены рабочей группы заявили, что нет продвижения по делу. Адвокат отметил, что следователь не проводил по делу никаких следственных действий. Уголовное дело расследуется по статье «Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительного органа».
Отец убитых братьев…
…Муртазаали Гасангусенов сообщил, что его заявление о возбуждении уголовного дела по факту убийства сыновей в СКР оставили без внимания. С просьбой признать себя потерпевшими родители обратились еще в январе. В Прокуратуре республики сообщают, что письмо было перенаправлено в Следственный комитет для проведения проверки. О ее результатах родителям пока ничего не известно. В связи с этим уже сегодня, 17 марта, от имени отца Гасангусеновых будет подана жалоба в суд на бездействие по его заявлению.
Гасангусенов также напомнил, что на его сыновей было повешено убийство федерального судьи Убайдулы Магомедова из с. Ассаб Шамильского района, взрыв телебашни в селе Хебда и поджог школы в Телетле. Из всех этих сел, по словам Гасангусенова, пришли письма, подписанные жителями, что они не верят в причастность его сыновей к преступлениям и поддерживают родителей в борьбе за честное имя детей.
Причиной того, почему жертвами оказались именно его сыновья, Муртазаали Гасангусенов считает бедственное положение семьи.
«Им нужно было обвинить кого-нибудь во всех преступлениях в районе. И выбор пал на моих сыновей. Видимо, думали, что мы будем молчать, так как у нас нет покровителей и сами мы бедные больные люди».
Представитель рабочей группы Джамбулат Гасанов подчеркнул, что поддержку родителям оказывают не только в соседних селах, но и вся общественность. На протяжении этих семи месяцев люди неоднократно так или иначе поддерживали семью и группу, помогали им верить в справедливый исход.
«Иногда эта поддержка бывает очень неожиданной. Вы знаете, на днях нас довозил таксист и, узнав отца убитых мальчиков, просто отказался брать деньги», — рассказал Гасанов.
Кира МАШРИКОВА