Визит Сергея Меликова в Азербайджан получился весьма насыщенным: у главы Дагестана состоялись встречи с президентом этой страны и другими руководителями различного уровня, а также поездки на крупные местные предприятия.
Первой из них стала встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. По его словам, «между народами Азербайджана и Дагестана существовали исторические связи, а на нынешнем этапе эти отношения лишь укрепляются».
Алиев добавил, что визит Сергея Меликова внесет вклад в расширение сотрудничества между Азербайджаном и Дагестаном по конкретным направлениям.
«Азербайджанцы вместе с представителями других народов живут в Дагестане как одна, единая семья. Предстоящие в рамках рабочей поездки в соседнее государство встречи будут способствовать дальнейшему расширению двустороннего сотрудничества», – сказал глава Дагестана.
«Север – Юг»
Далее состоялись встречи Сергея Меликова с премьер-министром Азербайджана Али Асадовым, с председателем Милли Меджлиса Сахибой Гафаровой, с министром экономики Микаилом Джаббаровым, с министром цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашадом Набиевым.
В ходе этих встреч обсуждался весьма широкий круг вопросов. Это расширение товарооборота между Дагестаном и Азербайджаном, развитие транспортного коридора «Север – Юг», модернизация пограничных пунктов пропуска «Ново-Филя» и «Тагиркент-Казмаляр», запуск авиаперевозок, взаимодействие в сферах АПК и туризма, реализация инвестиционных проектов.
Кроме того, участники диалога затронули вопросы сотрудничества в сфере культуры, в частности проекты в рамках 100-летия Расула Гамзатова.
Порт
Во второй день визита Сергей Меликов посетил Бакинский международный морской торговый порт.
«Мировая экономика показывает, что Великий шелковый путь имеет тенденцию к возрождению. Перевозки востребованы, грузопотоки растут, рынки меняются, создание морских хабов на Каспии становится очень востребованным направлением», – отметил он.
В среду же глава Дагестана посетил Бакинский судостроительный завод, основанный в 2011 году.
На предприятии с годовой производственной мощностью 25 тысяч тонн металлоконструкций на сегодняшний день построено десять судов, выполнено около 170 проектов по ремонту и модернизации судов.
***
Эксперты «Молодежки» прокомментировали активизацию сотрудничества на южном направлении.
Экономика
Директор Центра анализа и прогнозирования союзных интеграционных процессов (Республика Беларусь) Сергей Палагин обратил внимание на насыщенную программу визита Сергея Меликова, направленную прежде всего в сторону налаживания экономических и культурных связей с азербайджанским истеблишментом.
«Предполагается, что Махачкала заинтересована в инвестициях ближайших соседей, сотрудничестве в туристической отрасли, стремительно развивающейся в Дагестане, в возможности поставлять свою продукцию на азербайджанские рынки, восстановлении логистических путей наземного и воздушного транспорта», – полагает Палагин.
«Развитие и укрепление надежных отношений между государствами видится целесообразным устанавливать именно с опорой на приграничные территории, которые заинтересованы в развитии дружеских связей с ближайшими соседями не меньше федерального центра, что может обеспечивать особенную роль Махачкалы как проводника внешнеполитических интересов Москвы», – считает эксперт.
Инвестиции
Азербайджанский политолог и публицист Ильгар Велизаде полагает, что Дагестан является ключевым субъектом Российской Федерации в контексте взаимодействия с Азербайджаном:
«Это единственный регион России, который имеет сухопутную границу с Азербайджанской Республикой, а в условиях реализации политики России поворота на Восток и развития транспортных сообщений со странами Юго-Западной Азии и Среднего Востока значение Дагестана в российской политике существенно возрастает.
Дагестанская сторона заинтересована в азербайджанских инвестициях в ряд отраслей своей экономики, что позволит ей укрепить свой региональный хозяйственный потенциал и быть вовлеченной в систему региональных экономических отношений, в которых Азербайджан играет возрастающую роль. В то же время для Азербайджана важно развивать отношения с Дагестаном с точки зрения развития взаимодействия с Северо-Кавказским регионом в целом», – считает эксперт.
Транспорт
Профессор ДГУНХ Шахмардан Мудуев полагает, что активизации торговых связей может поспособствовать открытие паромного сообщения между Дагестаном и Азербайджаном.
— Интенсификация торгово-транспортных потоков так велика (вы сами можете увидеть на дагестанских трассах обилие крупных грузовиков), что часть нагрузки на сухопутные пограничные переходы могло бы снять паромное сообщение.
У соседей есть опыт эксплуатации такого вида транспорта, он очень удобен: грузы не нужно перемещать с фур на судно – грузовики, не разгружаясь, заезжают на борт, далее морем следуют к порту прибытия и уже оттуда продолжают движение в пункт назначения.
Понятно, что сейчас Азербайджан и далее Иран (и в целом, так сказать, Восток) занимают значительное место в торговых связях Российской Федерации. И Дагестан находится именно на пути этого международного транспортного коридора.
Визит к соседям может быть и способом изучения их опыта на некоторых направлениях. В свое время по поручению тогдашнего председателя Госсовета Магомедали Магомедова я был включен в правительственную делегацию: мы отправились в Азербайджан для ознакомления с их практикой земельной реформы.Ее результаты впечатляли: наш южный сосед вышел на продовольственное самообеспечение, снабжая своих потребителей зерном (в полном объеме), плодоовощной продукцией и др. Мы тогда, вернувшись, подготовили обширную справку о том, как это было сделано, какие приемы южан могут быть заимствованы в здешней экономике.
А вот азербайджанский рынок баранины, на мой взгляд, мог бы быть интересен для дагестанского животноводства.
Еще одна сфера сотрудничества – это, конечно, туризм. И яркая столица Азербайджана, и множество тамошних санаториев и пансионатов (их построили как на побережье, так и в горном кластере) могут привлечь наших отдыхающих, а красоты нашей республики – гостей с юга.
Этим летом Дагестан с восторгом открыли для себя многие российские туристы, считаю, что это направление может заинтересовать азербайджанских инвесторов.
Профессор Мудуев также предлагает интенсифицировать авиасообщение между аэропортом «Уйташ» и столицей Азербайджана: час полета на лайнере может быть очень привлекательным для поездок как по бизнес-целям, так и по туристическим.
Кроме того, он сторонник открытия новых пунктов пропуска с облегченным режимом пересечения для местных жителей в приграничных районах северного Азербайджана и южного Дагестана — в том числе и в целях активизации локальной торговли.