Во вторник состоялось заседание Общественного совета при минсельхозе республики. Открыл и вел мероприятие председатель совета Вагаб Казибеков. В заседании принял участие вице-премьер Нариман Абдулмуталибов. В ходе мероприятия зампред правительства вступил в диалог с Алибеком Алиевым, во многом поддержав его позицию по тематике детского общественного питания.
Но сначала глава минсельхоза Дагестана Мухтарбий Аджеков выступил на совете с развернутым докладом о положении дел в аграрной сфере.
Отметив высокие показатели в сфере рисоводства и овощеводства, министр сообщил о планах удвоить производство яиц в Дагестане в течение двух лет.
Вагаб Казибеков предложил новую практику: проводить приемы граждан у министра сельского хозяйства при участии членов Общественного совета при ведомстве.
Аджеков пояснил, что нередко такие встречи заранее не запланированы: пришел посетитель со своим вопросом — и глава министерства находит возможность принять его.
Председатель Ассоциации пчеловодов Дагестана Надир Ахмедов назвал ситуацию в отрасли катастрофической. По его словам, падеж пчел в регионе ежегодно составляет более 50%, у некоторых пчеловодов потери доходят до 100%.
Проблему он связал с масштабным завозом в республику пчел из-за ее пределов, в частности из Узбекистана. В результате местные пчелы заболевают новыми болезнями.
Для решения проблемы Ахмедов предложил комитету по ветеринарии поручить нескольким специалистам заняться этой темой. Еще одно предложение — ограничить завоз пчел из-за рубежа.
Помощник председателя Общественной палаты Дагестана Алибек Алиев выступил на заседании Общественного совета при минсельхозе республики по проблеме детского общественного питания.
— Это вопрос, который касается всех. У всех есть дети. Нариман Шамсудинович, вам большое спасибо за то декабрьское совещание. (Мероприятие по тематике проблем в сфере организации закупок продовольствия, которое провел Нариман Абдулмуталибов. — «МД».)
Результат на сегодня по Махачкале есть. Думаю, что это поручение главы республики, которое получил мэр города, также сыгравший свою роль в этих процессах. Мои дети ходят и в школу, и в детсад — я смотрю: есть подвижки. То есть можно говорить, что есть положительный результат того мероприятия.
Тем не менее не все еще завершено. Хотел бы вкратце повторить: почему наши сельхозпроизводители не выигрывают в течение 15 лет назад тендеры? А выигрывают участники из регионов, где в два раза меньше коров и молока. И наших детей в итоге кормят привозным молоком и порошком. Это при нашем уровне животноводства.
Подводя итоги того декабрьского мероприятия, Нариман Шамсудинович сказал: «Бояться надо Всевышнего», — напомнил Алибек Алиев.
— Я тогда предлагал, — продолжал общественник. — У нас же на слуху предприятия, которые работают 10-15 лет, производят молоко, мясо, сыры, масло. Вы же их в министерстве знаете, какие из предприятий реальные производители, а у каких есть офис и печать и больше ничего. Давайте разберемся [кто есть кто].
Я также предлагал, чтобы через телевидение [была обнародована такая информация]. Я не мог достучаться до ТВ: мне ответили, что при показе такой передачи их оштрафует антимонопольный комитет. Пожалуйста, доведите, до кого надо довести, если я правильно говорю. Если я неправильно говорю, меня тоже исправьте.
Алибек Алиев предложил обратить внимание на кизилюртовский опыт в этой области:
— «Кизилюртпродукт» — такая же организация, как «Махачкалапродукт». В течение десяти лет работают без каких-либо проблем. Я интересовался в администрации города, в местном управлении образования: как вы работаете с ними? У них своя методика.
А почему в Махачкале нельзя так? Ведь наша задача — чтобы наши дети выросли здоровыми, чтобы их не кормили этой [некачественной] продукцией. Как можно кормить детей едой из порошка?
Была такая практика — работа СПОКов. (СПОК — сельскохозяйственный потребительский кооператив. — «МД».) Есть она и сейчас. Говорил с товаропроизводителями: дело в том, что на весь год они не могут обеспечить продукцией. Возможно, этим СПОКам целесообразно объединиться, обеспечивая беспрерывную поставку продуктов. В каком-то смысле СПОКи — это аналоги заготконтор.
Вице-премьер Нариман Абдулмуталибов отреагировал на выступление Алибека Алиева, в частности сказав:
— В нашей компетенции — заниматься только сельским хозяйством. А промышленность, другие темы — это уже не моя компетенция. Но в любом случае по вашей просьбе мы провели то мероприятие. (Декабрьское совещание по тематике проблем в сфере организации закупок продовольствия, которое провел Нариман Абдулмуталибов. — «МД».)
Был составлен протокол, он доведен до всех органов власти, мы по этому протоколу работаем. Будем контролировать, будем помогать другим нашим коллегам. Я думаю, что местные товаропроизводители имеют преимущества перед другими, вы правильно это отметили.
Но есть и недобросовестные местные производители, к сожалению. У Комитета по ветеринарии и у Россельхознадзора есть список и местных, и других товаропроизводителей, которые поставляют некачественную, фальсифицированную продукцию. Я попросил бы разместить это на сайте, думаю, закон это позволяет. Пусть товаропроизводители знают, чем грозит выпуск некачественной продукции. И пусть дагестанцы знают, где, какая продукция качественная.
Мы не занимаемся рекламой, но продукция, официально обозначенная как фальсификат и не соответствующая всем стандартам, она должна быть известна дагестанцам, — добавил вице-премьер.