Развитие туризма в Дагестане возможно лишь при условии, что вместе с турпотоком растет и туристская инфраструктура – средства размещения, точки общественного питания, налаживается экскурсионное обслуживание и т. д. Эта работа тоже идет. Но нельзя сказать, что все в ажуре.
К примеру, некоторые точки размещения работают без государственной регистрации в налоговом органе, что и отмечалось на заседании Совбеза РД, состоявшемся 20 июня этого года.
В развитии отрасли туризма должны быть заинтересованы все, кто с ней связан. Люди должны понимать, что тот, кто пытается уйти, скажем так, от необременительного налога, вставляют палки в колеса.
Мы связались с экспертом минтуризма РД, членом президиума регионального отраслевого Союза туриндустрии Дагестана (РОСТ), региональным представителем Российского Союза туриндустрии (РСТ) по Республике Дагестан Саадулой Омаровым и попросили ответить на несколько вопросов.
– Саадула Гитиномагомедович, какая работа проводится по выявлению объектов размещения туристов, действующих без регистрации в налоговом органе и постановки их на учет?
– Если говорить об отелях и хостелах, то достаточно активно проводятся мероприятия по выявлению серых объектов. Помимо этого, одновременно предлагаются льготы для классификации данных объектов.
Если говорить о других объектах (глемпинги, гостевые дома и др.), то пока стандарты в стадии разработки, и какие-то мероприятия трудно реализовать. По факту тут надо действовать муниципалитетам.
Насчет квартир, сдающихся посуточно, – тут действовать нужно участковым и проверять наличие договоров с клиентами и регистрации в налоговых органах.
– Какими, на ваш взгляд, должны быть основные направления по повышению эффективности этой работы? Какие меры необходимы для того, чтобы стимулировать предпринимателей в сфере туризма перейти на легальную деятельность?
– По крупным объектам выезжает рабочая группа, в состав которой входят представители минтуризма, МВД, Роспотребнадзора и других ведомств, связанных с данной деятельностью. Но данные проверки по всей республике должны быть поставлены на постоянной основе, и на местном уровне по районам должны быть созданы подобные рабочие группы с включением в них представителей администраций районов.
Сейчас на самом деле созданы очень комфортные условия для тех, кто работает в белой зоне, но, возможно, тут не хватает разъяснительной работы среди предпринимателей. Мы проводили встречи с предпринимателями и проводили данного рода работу, и результат был позитивным. Приглашали тех, кто работает в белую, приглашали налоговых консультантов, и все делились своим опытом, и многим помогли правильно оформиться и начать работать легально.
Саид Ниналалов, общественный деятель:
Работу гостевых домов давно надо упорядочить. Сегодня в горах Дагестана немало предложений, на первый взгляд, хороших, а на деле бывают случаи, что гостей заселяют в неудобные помещения с ванными (если они есть) в конце коридора, и без вайфая, то есть без самых основных, простых удобств. Включение гостевого дома в общероссийский реестр, это и гарантия того, что в этом доме все услуги соответствуют стандарту, и какая-то реклама самому гостевому дому. Сегодня налогообложение предпринимателей и предприятий, оказывающих туристические услуги, минимальное, поэтому официальная регистрация гостевого не создаст проблем.
Хорошо бы подробнее пояснить, расписать, что такое свои уникальные услуги. В Кубачи гостевые дома — это и посещение мастерской и домашнего музея кубачинца, и примерка кубачинского национального платка — кIаза — для женщин, и вечера у камина за ужином национальной кубачинской кухни с интересными рассказами и легендами об истории Кубачи и жизни кубачинцев.
Нава Нисуева, главный редактор газеты «Ватан» на татском языке:
Эксперимент по предоставлению услуг в гостевых домах, который стартует с 1 марта 2025 года, может стать важным шагом для развития российской индустрии туризма. Расширение этого формата обслуживания в таких регионах, как Республика Алтай, Дагестан и Крым, открывает новые возможности для туристов, желающих попробовать что-то уникальное и аутентичное.
Поправки в законопроекте, позволяющие гостевым домам предлагать свои собственные услуги, а не стандартный гостиничный сервис, могут значительно улучшить качество отдыха и предоставить индивидуальный подход к каждому туристу. Создание единого реестра для гостевых домов — это необходимый шаг для обеспечения прозрачности и безопасности услуг, что, безусловно, повысит доверие со стороны путешественников.
Надеюсь, что эксперимент станет успешным и послужит основой для дальнейшего развития сферы гостеприимства в России.