Предлагаем вашему вниманию материал политолога Эдуарда Эмирова о подвигах прадеда и правнука Героя Советского Союза, летчика майора Валентина Эмирова, погибшего 10 сентября 1942 года в районе Моздока в Ингушетии, и его тезки и правнука рядового мотострелкового батальона Валентина Эмирова-младшего, погибшего 28 февраля 2023 года при исполнении служебных обязанностей в ходе проведения специальной военной операции на территории Украины.
Ко мне часто в детстве подходили пионеры-поисковики, чтобы я рассказал о подвиге Героя Советского Союза Валентина Эмирова. Но тогда я сам был ребенком и мало что знал об этом. Сегодня, конечно, мы знаем намного больше об этом человеке. Известный дагестанский журналист, лучший дагестанский очеркист Дмитрий Трунов написал прекрасную статью о подвиге Валентина Эмирова «На подступах к Кавказу», да и многие другие журналисты позднее обращались к этой теме.
10 сентября 1942 года майор Эмиров при сопровождении бомбардировщиков в районе города Моздок в паре со своим напарником Казаковым вступили в неравный бой с шестью немецкими истребителями. Казаков сумел подбить вражеский истребитель, но и сам был сбит, после чего Эмиров остался один. Одному из вражеских истребителей удалось поджечь его ЛаГГ-3.
На горящем самолете он добил подбитый ведомым «мессершмитт», после чего сбил второй. Когда кончились боеприпасы, он протаранил третий вражеский самолет, а затем остальные повернули обратно. Пытаясь спасти свой пылающий ЛаГГ-3, Валентин Эмиров поздно воспользовался парашютом. Жизнь героя оборвалась.
Солдаты похоронили тело своего товарища на кургане возле Ачалукской МТС в Ингушетии, но после войны останки летчика были перезахоронены в столице Дагестана Махачкале.
Валентин Эмиров совершил около 180 боевых вылетов, провел более 20 воздушных боев, в которых сбил семь самолетов противника (пять – лично и два – в группе).
Подвиг героя заметили на самом верху властных эшелонов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года он был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза». В родном селе ему установлен бюст, его именем названы улицы, школы, в его честь ежегодно в сентябрьские дни в Махачкале, Каспийске и других городах проходят вахты памяти. Подвиг Героя-земляка Валентина Эмирова всегда останется в наших сердцах! Так же как и подвиг его правнука.
Я сравниваю две фотографии, двух героев – той прошлой войны, 80-летие окончания которой мы будем праздновать в следующем году, и фото молодого человека уже этой войны, о которой мы узнаем в онлайн-режиме. Прекрасные лица прадеда и правнука, в которых видна решимость, честность, справедливость. В моем понимании они обладали наивысшими и наилучшими человеческими качествами. Они пожертвовали собой для сопротивления врагу, для победы.
Пример семьи Эмировых свидетельствует о том, что налицо преемственность поколений, хотя в 90-х годах прошлого века нашу молодежь целенаправленно лишали ориентиров, противопоставляя «застойному» и «недемократическому» старшему поколению, идеалам, ранее господствовавшим в советском государстве, через развенчивание и однобокую критику всего советского, через фальсификацию всех сторон жизни СССР. Все это стало причиной духовного обнищания российского общества, возникновения национализма.
К счастью, сегодня обществом все шире осознается пагубность для будущего России, опасность нравственной деградации и утраты чувства патриотизма. Слово «патриотизм», любовь к Родине, снова приобрело свое высокое значение. В этом еще раз убедился после разговора с Валентином Эмировым, внуком своего тезки Валентина Эмирова, Героя Великой Отечественной войны, и отцом погибшего в зоне СВО на Украине тоже Валентина Эмирова, кавалера ордена Мужества.
По его мнению, молодое поколение должно знать героическую историю своей страны, своих предков. Забвение гражданского воспитания молодежи и патриотических традиций, разрыв поколений в годы реформ 90-х годов XX века лишили молодежь духовно-нравственной основы. В первые годы независимости России «патриотизм» вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму.
– Что сказал Валентин-младший, уходя на СВО?
– Валентин поговорил со мной по-взрослому. Ну что сказал? Воспитывать сына Алексея как мужик мужика. Дал кое-какие распоряжения по имуществу. А так… мы с ним мыслили одинаково.
– Чем занимался он до СВО?
– Он всегда хотел работать в спецслужбах, потому и поступил на юрфак. Но что-то не получалось: то одно, то другое, и в первую очередь мешало здоровье. Близорукость и вегетососудистая дистония. А так и инкассатором подрабатывал, и охранником (очень любил оружие, хотел быть к нему поближе), клерком в разных фирмах. Если бы выжил, наверное, остался бы в армии, стал бы офицером.
– Он бывал в Дагестане?
– Последний раз он был в Махачкале в пять лет. У нас была квартира на ул. Советской, 20. Так вот, в последние годы он очень хотел навестить город детства, Махачкалу… Казалось бы, что может помнить пятилетний мальчишка?
Как-то, сидя вдвоем на даче, разговорились. Так вот он нарисовал мне точный план нашей двухкомнатной квартиры, рассказал, как идти до площади Ленина.
– В чем была его мотивация? Кто-то считает, что туда, в зону СВО, идут зарабатывать деньги. Но мне кажется, что пример его прадеда и тезки – важный, а может, и главный фактор мотивации правнука, Валентина Эмирова, что никакая зарплата не стоит человеческой жизни. Он пошел на СВО, чтобы прогнать этих нацистов, прав ли я?
– Сын любил называть себя Валентином Третьим. Абсолютно правильно. Внутри он всегда был воин и к деньгам относился свысока. Любил Родину и семью. И эти понятия для него были неразрывны. Искренне считал, что СВО абсолютно необходима, и война эта вовсе не с так называемыми «украинцами», а война со всем Западом. Более того, по сути, это война добра со злом. Просто «укры» – тупой конец западного копья.
Но по пословице «На службу не напрашивайся, от службы не беги» он ведь не был добровольцем. Но как только пришла повестка (она пришла к нам, в родительский дом, а он жил с женой и сыном на противоположном конце Москвы), так на следующий день он приехал к нам уже собранный и сразу направился в военкомат.
– Складывается впечатление, что Валентин не смог спокойно наблюдать, как фашизм приходит к власти в соседней стране.
– Да, мы с ним много говорили на эти темы. Он очень любил Россию, все наши народы. Гордился фамилией. Много воевал в сетевых, виртуальных войнах и искренне ненавидел нацизм.
– Валентин же был награжден орденом Мужества.
– Мы одновременно получили известие и о его гибели, и о награде орденом. Никакие подробности неизвестны. Он ведь после переподготовки в Серпухове служил в Брянске, откуда их по одному направляли непосредственно на фронт. Его там сразу определили почему-то санитаром в танковый батальон, хотя никакой медицинской подготовки у него никогда не было. Ну, значит, нужны были именно санитары…
Можно только предполагать, что когда он вытаскивал раненых в бою из-под огня, его и накрыло. Эти уроды ведь любят стрелять по раненым.
Было практически прямое попадание снаряда, это уж мы знаем точно. Валентина хоронили в открытом гробу, так вот половины его там не было.
– Сотрудничаете ли вы с Фондом «Защитники Отечества»? Если да, то просят ли вас выступить перед школьниками или студентами, например на уроках мужества?
– Нет, с Фондом я не сталкивался. И вообще я стесняюсь выступать. Не мое это…
– Заботится ли страна о семьях военнослужащих, погибших на СВО? Ощущаете ли вы это?
– Не могу пожаловаться. И ипотеку Валентину простили, и выплаты нам за сына значительные, и Лешку, внука, в любой садик сразу берут. Вот вдова сына, Вероника, сначала жила у нас, вместе встретили горе. Теперь у нее с Лешенькой собственная новая квартира, живем двумя домами. Все мы теперь официальные ветераны боевых действий.
– Вы отец погибшего воина. Кто вас среди родных и близких поддерживает в этом горе?
– Все наши родственники, друзья и знакомые, переживают вместе с нами. Плесени в нашем окружении нет.
P. S. Вот такая история трех Валентинов, двое из которых погибли, защищая Родину.