Что делать в любой непонятной ситуации? Правильно. Учиться. Просвещение и развитие мозга, говорит сооснователь международной академии развития интеллекта Academy IQ Халум Шихрагимова, улучшает качество жизни человека. В стенах академии культивируется девиз «Мозг может все», и обучающиеся в ней дети на своем опыте подтверждают его правдивость. Журналисты в аэропортах встречают не только олимпийских чемпионов, но и учеников Шихрагимовой – тоже победителей.
В академии Халум Шихрагимова преподает ментальную арифметику (коротко менар. – Прим. ред.). Это способ развития интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Ментальная арифметика здесь на первой позиции по популярности среди других предметов, и не просто так: Academy IQ – постоянный организатор олимпиад по менару. В этом году в Махачкале ожидается очередная олимпиада, организованная академией. Параллельно идет регистрация на первую международную олимпиаду по английскому языку Academicus, которая тоже состоится в Махачкале. В беседе с «Молодежкой» Шихрагимова рассказала, как частному образовательному центру в Дагестане удалось стать организатором в том числе всемирных олимпиад, собирать на них сотни детей из десятков стран и для чего эти олимпиады детям.
– Сначала скажите, пожалуйста, кем нужно быть, чтобы преподавать ментальную арифметику? Наверное, нужно знать и любить математику?
— Да, и я ее люблю. Росла в семье папы физика и мамы финансиста. Нас четверо детей, и все любят цифры, математику. Планировала стать программистом, но неожиданно для себя самой попала на технологический факультет ДГТУ, специальность – «конструирование швейных изделий». Окончила в 2015 году. Параллельно училась на экономическом факультете в политехническом колледже.
– С таким образованием могли бы работать, например, в компании Валентина Юдашкина. Удалось что-нибудь сконструировать или вы сразу начали осваивать педагогическую сферу?
— После окончания сразу пошла работать в частный детский сад воспитателем, и не просто потому, что мне нужна была работа, это был осознанный выбор. Были еще претенденты, которые по профилю подходили больше меня, но по итогам испытаний выбрали меня, увидев мой искренний интерес и умение работать с детьми. Создателем оригинального швейного изделия я не стала, но первое образование очень помогло мне в работе в садике. Ведь творческие способности очень нужны для занятий с детьми, оформления мероприятий, которые проводятся в образовательном учреждении.
– Как случился переход в ментальную арифметику?
— В конце второго года работы руководство детского сада предложило мне пройти обучение ментальной арифметике, даже было готово оплатить его в своих интересах, но не случилось. Но идея мне очень понравилась. После ознакомления с информацией о сути ментальной арифметики я была в восторге от того, какую пользу она несет. Увидела в том перспективу, и мне захотелось работать в этом направлении. Поэтому я все-таки обучилась. Не жалею об этом ни на секунду.
Благодаря склонности к математике, ментальную арифметику я освоила быстро. То, чему меня обучили на начальном этапе, было мало, поэтому я продолжила обучение на других курсах, прошла переподготовку и в 2017 году открыла свой первый учебный кабинет в Махачкале, по выходным вела там занятия. В последующем были офисы покрупнее. На сегодняшний день в моей образовательной копилке – обучение у Дэвида Ляо, которого называют гуру ментальной арифметики. Он основатель SAMA GLOBAL –самой авторитетной ассоциации ментальной арифметики в мире. То есть сами педагоги ментальной арифметики тоже могут и должны расти, осваивая разные ее уровни. Я как педагог прошла обучение на две звезды Дэвида Ляо. Скоро буду сдавать экзамен на третью. Надеюсь получить педагогический сертификат уже на 3 звезды.
– Звезды Ляо для педагогов ментальной арифметики – это примерно то же, что для ресторанов звезда Мишлен? И сколько звезд существует?
– Думаю, допустимо такое сравнение. Всего есть четыре звезды. Четыре звезды – это мастер. В России 4 звезды только у одного человека – представителя SAMA GLOBAL в России Марины Андруховой.
– Вы не только обучаете детей, но и обучаете будущих педагогов ментальной арифметики, уже взрослых, состоявшихся в других профессиях людей. Скольких педагогов вы уже обучили и много ли их в Дагестане на сегодняшний день?
– Сейчас – много, когда я начинала, было мало. Почти в каждом частном образовательном центре есть такой специалист. Я обучила больше двухсот педагогов из разных стран. В настоящее время обучение проходят шесть педагогов. Мне говорят: «Как ты можешь обучать своих конкурентов? Это же твои будущие конкуренты». А я отвечаю: «Нет. Каждый вправе работать, кем хочет, и учиться — где хочет».
– В Дагестане, а особенно в Махачкале очень много центров, по соседству с вашей Academy I» они тоже есть. Вы помимо ментальной арифметики предлагаете, как и многие другие центры, занятия по английскому языку, подготовку детей к школе, репетиторство с 1 по 11 классы по общеобразовательным предметам, обучаете шахматам, чтению Корана, каллиграфии… Как чувствует себя предприниматель в такой конкурентной среде? Или вы можете сказать, что вы состоявшийся центр, у которого нет конкурентов?
– Сейчас достаточно много центров со схожим разнообразием образовательных услуг. Не отношусь к ним как к конкурентам, а воспринимаю их как коллег. Я живу с таким принципом: мое от меня не уйдет, что мне не предназначено — ко мне не придет. Я даже в Instagram* не слежу за другими центрами, не веду слежку за их работой. Мне коллеги, у которых по соседству появились конкуренты, с опасением, тревогой говорили: «Халум, вот они открылись, как быть, что делать?» Я советовала относиться к ним проще, как к коллегам, и просто хорошо делать свою работу.
– Вы огромное количество сил и ресурсов тратите на организацию и проведение олимпиад различных уровней по ментальной арифметике. Не было желания отказаться от других направлений и идти только по одному профилю – ментальной арифметике?
– Нет, у меня хорошая команда преподавателей, репетиторов по английскому, русскому, математике… – есть кому доверить учеников. Мой коллектив без моего присутствия, когда я бываю в разъездах, работает очень ответственно и качественно. Поэтому я уверена в качестве преподавания не только своего предмета. Хочу также отметить, что наши дети не только на олимпиадах по ментальной арифметике показывают хорошие результаты, но также на ЕГЭ и ОГЭ.
– Раз вы специализируетесь на менаре, давайте продолжим о ней говорить. Как так случилось, что вы, ваш центр организовываете не только региональные, но и всемирные олимпиады по ментальной арифметике за пределами Дагестана, вывозите на них дагестанских детей?
– Справедливости ради скажу, что не только наш центр проводит олимпиады. Однако в Дагестане таких центров очень мало, могу по пальцам пересчитать, но олимпиады всемирного уровня проводим только мы. Собственные олимпиады в нашей жизни случились благодаря тому, что мы сами, наши ученики активно участвовали в других олимпиадах, выезжали за пределы Дагестана. В 2019 году была наша первая международная выездная олимпиада в турецкой Анталии, до этого мы участвовали в олимпиадах внутри России. Тогда со мной поехали пять моих учеников. Четверо из них заняли первые места, один – второе. Мы с мамочками рыдали от счастья. Тогда со всего Дагестана только 16 человек поехали из разных частных образовательных центров. Нас как победителей торжественно встретили в аэропорту по приезде в республику, приехало телевидение. Было приятно, что не только за спортивные достижения чествуют, но и за образовательные. Раньше говорили, что за границей – в Японии, Тайвани – сильные дети. Но год за годом дети из России, в том числе и из Дагестана, показывают хорошие результаты в этой области. У нас очень сильные дети.
– Когда ваш центр провел свою собственную первую олимпиаду?
— В 2020 году. Это была межрегиональная олимпиада в Махачкале, в офисе, где мы сейчас располагаемся. Участвовало 176 человек, в том числе из Чечни, Ингушетии и других регионов. Вторая олимпиада была уже всероссийской, мы провели ее в марте 2021 года. Участвовали 252 ребенка. Коллеги из России приезжали с опаской, у них на тот момент сохранялось стереотипное представление о Дагестане как о небезопасной зоне. Но когда приехали, убедились в том, что их представления ложны. С тех пор они часто участвуют в наших олимпиадах. В общей сложности на нашем счету около десяти олимпиад по ментальной арифметике, пять из которых – всемирные.
– Вы четыре раза вывезли свои олимпиады за пределы республики: дважды провели в Санкт-Петербурге и дважды в городах Турции Анталии и Стамбуле. Как вам это удалось? И почему провели их за пределами? Ведь это сложнее, чем проводить у себя на родине.
– Во-первых, участникам из европейских стран было легче приехать в Турцию. Выбираем локацию так, чтобы участникам из разных государств было удобно добраться.
Во-вторых, мы – а это дети, их родители, коллеги-педагоги ментальной арифметики – также относимся к олимпиадам, как к возможности узнавать о других странах и городах, путешествовать. То есть одна из целей наших олимпиад – это исследование мира, интересных локаций. Мы организуем не только олимпиаду, но и социально-культурную программу.
Первую всемирную я провела в 2021 году в Санкт-Петербурге. Вторая всемирная олимпиада Academy IQ –2022 состоялась уже в Анталии. В ней участвовало 14 стран: Россия, Азербайджан, Польша, Франция, США, Германия, Турция, Узбекистан и другие. В июле текущего года провели свою пятую всемирную олимпиаду Academy IQ – 2024 в Стамбуле. Приехали юные участники из Болгарии, России, Азербайджана, Турции, Узбекистана, Франции, Казахстана, Бельгии, Украины, Словакии, США, Англии, Австрии, Египта и Казахстана.
Были также желающие из Туниса и Кувейта, но они поздно узнали об олимпиаде и не успели зарегистрироваться. Не смогли приехать из Дании и Таджикистана из-за введения визового режима. В общем, на этих олимпиадах было от 200 до 400 участников. Наши участники всегда уходят довольными, потому что мы стараемся соответствовать заявленному всемирному уровню. Без подарков и положительных эмоций никто не уезжает.
– В ваших олимпиадах участвуют сотни детей из разных стран, как вы их находите?
– Нахожу через популярные социальные сети, пишу лично зарубежным коллегам. Конечно, много вопросов поступает от коллег, которые меня не знают. Но те, кто доверился, приезжают на наши соревнования повторно. Мы просим наших участников привезти памятные сувениры, небольшие подарки из своей страны для обмена между собой. Скрепляем в том числе дружбу меду народами, рассказывая о Дагестане, России.
– Вы благодаря развитию олимпиадного движения, победам ваших учеников на престижных соревнованиях узнаваемы не только в нашей республике. Другие центры, расположенные в том числе за пределами Дагестана, приглашают вас в качестве эксперта-организатора олимпиад. Можете сказать, что в такие моменты чувствуете за собой не только ваше образовательное учреждение, но и Дагестан в целом?
– Это так и есть. Естественно, мои личные победы как уроженки Дагестана, победы моих учеников, достижения центра должны ассоциироваться в целом и с Дагестаном, потому что мы – представители этой республики. Приятно осознавать, что нам удается, у нас есть возможность представить ее на хорошем уровне.
– В интернете я читала разные статьи о пользе ментальной арифметики. Эксперты в них выражали разные мнения, в том числе говорили, что научно польза ментальной арифметики для развития мозга и интеллекта не до конца изучена. То есть этот метод развития мозга подвергался сомнению. Что вы на это ответите?
– Я дам ответ, во-первых, – основываясь на личном опыте, как педагога. Во-вторых – на отзывах родителей и других моих коллег. В-третьих, приведу мнение одного из уважаемых мною и признанных экспертов в области нейронауки и психолингвистики, доктора биологических наук, профессора Татьяны Черниговской, которой я не вижу оснований не доверять.
Ментальная арифметика развивает воображение, внимание, память. Дети более сконцентрированы. В изучении быстрого счета в уме задействованы оба полушария, что обеспечивает комплексное развитие мозга. Исходя из моего опыта – у многих моих учеников успеваемость повышается в школе. Легче даются иностранные языки. Это по словам родителей и школьных учителей. Если раньше я только читала, что ментальная арифметика развивает память, логику, внимание, то сейчас я на практике вижу, что она работает.
К коллеге на занятия ходил 23-летний спортсмен. Он сидел на общих занятиях вместе с детьми. По словам этого парня, ментальная арифметика даже в спорте ему помогла. Что касается Черниговской… сейчас я зачитаю один из многочисленных ее комментариев, посвященных ментальной арифметике. «Разумеется, – говорит профессор, – ментальная арифметика влияет на развивающийся мозг. Это специфическая вещь, которая очень рано развивает у ребенка не только функции тех частей мозга, которые не были бы так развиты без этого, но это развивает даже эмоциональный интеллект, потому что ребенок достигает успеха, он ставит себе цель и эту цель выполняет. И более того, выполняет лучше других. Это очень серьезный эмоциональный удар. Он привыкает к тому, что можно поставить цель и выполнить ее, но не только выполнить, а даже выиграть на чемпионате. Это формирует его характер. Поэтому мне кажется, что это важная вещь».
Профессор Черниговская также большое значение придает соревнованиям, олимпиадам по метальной арифметике, как мы видим.
– То есть ментальная арифметика эффективна, только если начать с раннего детства?
– Я обучаю детей от 4 до 16 лет. Но выше я уже рассказывала о 23-летнем парне. Во взрослом возрасте тоже можно освоить, но у взрослого не будет той скорости, как у детей. Очень желательно начать с детства.
– Что для вашего центра на первом месте?
– Естественно, успехи детей, которых нам доверили. Это доверие ценно, и его хочется оправдать. Мы всегда следим за качеством, неважно — год работаем, пять, семь лет, мы с первого дня следим за качеством своей работы. Унас очень ответственный коллектив, педагоги, которые переживают за ребенка, если у него вдруг нет результата. Знаете, для ответственного педагога отсутствие результатов у ребенка – это личная неприятность и переживание. Поэтому мы ищем, как решить этот вопрос, советуем родителям специалистов из других областей. Например, дети могут параллельно решать свои проблемы, которые мешают развитию в учебе, в нейроцентре каком-нибудь, и ходить к нам. Такая совместная работа может помочь.
– Что нового ожидается в академии?
– Сейчас мы запускаем курсы СММ, фото- и видеомонтаж, кулинарные курсы и арабскую каллиграфию. И хочу начать работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ. – Прим. ред.). В России есть педагоги, которые работают со слепыми детьми, детьми с ДЦП, расстройствами аутистического спектра… Они обучаемы. Будем постепенно внедрять эту работу и в наш центр.
Амина Магомедова