В последние годы в Дагестане наблюдается резкое увеличение количества детей, обучающихся по семейной форме образования: в 2019-2020 учебном году – 153 человека, в 2020-2021 уч.г. – 277 чел., в 2021-2022 – 778, в 2022-2023 – 1341, в 2023-2024 – 1502, на 1 июня 2024 года – 3037 чел. Это данные минобрнауки республики.
Отчет по перешедшим на семейное обучение ведется с начала каждого учебного года. С 1 сентября 2024 года, по информации министерства, от родителей поступило 1700 уведомлений о переводе детей на такое обучение. На 1 января 2025 года на семейном обучении в Дагестане находятся 305 детей. Уведомления продолжают рассматривать. Родители могут подавать их в течение всего учебного года.
Глава Минобрнауки Дагестана Яхъя Бучаев считает семейное образование изъяном в законодательстве. Об этом он сказал на пресс-конференции 4 марта в ответе на вопрос корреспондента «Молодежки» о популярности в республике этой формы обучения. Семейное образование, подчеркнем, предусмотрено ФЗ «Об образовании». Каждый при желании имеет на него право.
В Дагестане, по словам Бучаева, семейное образование привело к тому, что множество детей «осталось вне системы образования, обучения и воспитания», потому что «дома с ними никакой работы не проводилось».
«Определенная категория дагестанских семей начала пользоваться этим, я его назову «изъяном в нашем законодательстве», массово переводя своих детей на семейную форму обучения. В 2024 году мы начали анализировать, что происходит в этой сфере … Они (дети – прим. ред.) не были фактически закреплены, формально были, а вот по факту не были закреплены как положено за образовательными организациями. Они фактически не проходили должным образом промежуточные аттестации. Все профанировалось. Им рисовались оценки. Дома с ними никакой работы не проводилось. Получилось так, что федеральное законодательство и региональное не закрепило никаких мер ответственности перед родителями за тот беспредел, который они начали творить в этой сфере», – сказал Бучаев.
Детей, по его словам, забирают из школы и подключают к «какой-то непонятной онлайн-школе, не имеющей лицензию, не контролируемой никакими органами госвласти нашей страны, в которой непонятно кто вещает».
«Мы с этим мириться не будем. Законными методами мы будем настойчиво с этой формой образования бороться, чтобы дети находились в стенах наших образовательных организаций», – заявил Бучаев.
Министр отметил, что если дети, находящиеся на семейном образовании, демонстрируют успехи в учебе, родители обеспечивают их подготовку к ЕГЭ, ОГЭ, то никаких препятствий для такой формы обучения не возникает.
Проанализировав ситуацию с семейным образованием в республике, отметил Бучаев, минобр «забил тревогу». Рост «ненормальными темпами количества детей, сознательно выведенных родителями из системы образования», по его словам, является «вопросом безопасности для Дагестана».
С прошлого, 2024 года, было «много чего» изменено в нормативной документации, приняты республиканские нормативные акты, устанавливающие требования к организации семейного образования. Согласно новому порядку, органы опеки проверяют условия проживания ребенка, аттестацию в школе ребенок обязан проходить уже каждую четверть, к аттестации привлекается и представитель министерства… Также родители должны приводить детей в школы на мероприятия, направленные на патриотическое воспитание: «Уроки о важном», поднятие флага России и исполнение гимна…
Из-за ужесточения контроля над семейным образованием и убедительным просьбам комиссии, рассматривающей уведомления родителей о переходе на эту форму, часть родителей меняют свои планы и оставляют детей в школах.
«Мы на этих заседаниях комиссии аргументировано просим родителей еще раз глубоко и хорошо подумать, насколько они правильное решение принимают о переводе ребенка на эту форму. А там есть минусы для них, потому что ребенок должен самостоятельно освоить очень тяжелый учебный материал, а потом, к концу четверти, прийти в школу и сдать экзамены по всем школьным предметам, включая физкультуру, музыку, технологию», – подытожил Бучаев.